Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Закон о режиме труда и отдыха водителей автомобилей в 2022 году: положения приказа Минтранса

Одним из важнейших требований законодательства по охране труда является соблюдение режимов работы и отдыха. На транспортных предприятиях действует положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Постановлением Минтруда РФ (№ 16 от 25.06.1999 г.). На его основе разработаны правила составления сменных графиков, учета длительности пребывания за рулем, контроля за соблюдением нормативов по безопасности труда.

В 2021 году требования к распределению рабочего времени частично изменились. В статье пойдет речь о том, какими они были ранее и какие обновления появились недавно.

Приказ Минтранса 15

Вопросы организации труда водителей автотранспорта освещаются в статье 329 ТК России.

До 1 января 2021 года распределение рабочего времени (РВ) регламентировалось Приказом № 15 Минтранса от 20.08.2004 г. (в редакции 07.08.2019 г.). В нем оговаривались особенности работы водителей, осуществляющих перевозки по трудовому договору с ИП или организациями. При этом указывалось, на какие категории работников данные требования распространяются, а на какие нет.

Особенности

Документ издавался для руководителей транспортных организаций, а также для предпринимателей, которые владеют ТС, нанимают водителей по договору. Положения Приказа 15 не распространялись на работников:

  • совершающих международные перевозки;
  • управляющих пожарными и аварийно-спасательными ТС, автомобилями скорой медпомощи, транспортом для эвакуации людей, пострадавших во время ЧП;
  • занятых вахтовыми перевозками.

Целью создания данного документа было регулирование работы водителей, регламентирование сверхурочных нагрузок, нормализация ежедневной продолжительности управления ТС.

Состав

15 приказ Минтранса о рабочем времени водителей включает следующие разделы:

  1. Общие положения (предназначение документа, принципы составления рабочего графика).
  2. Рабочее время (обоснование сроков и продолжительности труда и отдыха, порядок учета).
  3. Время отдыха (длительность перерывов, учет продолжительности остановок).

Общие положения

В первой части приказа говорится о том, что положение о рабочем времени разработано для водителей, работающих в транспортных компаниях по договору. Автомобили могут быть собственностью ИП, государственных или частных транспортных предприятий, занятых перевозкой людей/грузов по территории России.

Распорядок деятельности персонала составляется с учетом коллективного договора, особенностей выполняемых перевозок. Графики работы утверждаются руководством.

Положение о распределении РВ касается также водителей, выполняющих дальние рейсы (междугородние), не имеющих возможности ежедневно возвращаться к исходной точке маршрута. Формы учета и контроля устанавливаются работодателем.

Рабочее время

Согласно ТК РФ, продолжительность рабочей недели ограничивается 40 часами.

В данном разделе Приказа 15 говорится о том, что длительность ежедневного труда водителя составляет:

  • при 5-дневной неделе (+ 2 выходных) – не больше 8 часов;
  • при 6-дневной (+1 выходной) – не больше 7 часов.

Если специфика работы такова, что строго соблюдать ежедневные или еженедельные нормы невозможно, длительность работы рассчитывается суммарно за период от 1 до 6 месяцев (для сезонных перевозок).

При этом допускается ежедневная продолжительность РВ не больше 10 часов. При междугородних перевозках в случае крайней надобности – 12 часов.

Если рейс занимает больше времени, водителю полагается сменщик (его работа учитывается отдельно).

Для водителей рейсовых автобусов могут быть установлены однократные перерывы на отдых в середине рабочего дня. Их продолжительность определяется работодателями и согласуется с работниками при составлении трудового договора. Длительность перерывов может составлять до 3 часов.

Если водитель управляет автомобилем, предназначенным для перевозки должностных лиц, то рабочий день может быть разделен (по служебной надобности) на несколько частей, по поводу чего издается специальный приказ руководства.

При подсчете РВ учитываются его затраты на:

  • управление ТС;
  • прием и сдачу смены;
  • прохождение медосмотров (предрейсовых и послерейсовых);
  • остановку транспорта для посадки/высадки пассажиров или приема/выгрузки товара;
  • вынужденные простои;
  • самостоятельное устранение неполадок, возникших в ТС после выпуска на линию (при невозможности вызова техпомощи);
  • охрану автомобиля и груза.

Время отдыха

Длительность перерывов на отдых при сменном режиме работы может составлять 30–120 минут. Если время в пути превышает 8 часов, такие перерывы могут устраиваться дважды (по согласованию с работодателем).

Продолжительность междусменного отдыха (вместе с перерывами, устраиваемыми в рабочие дни) должна в два раза превышать длительность ежедневного труда.

В приказе оговариваются особенности суммарного учета времени отдыха во время междугородних перевозок, количество дополнительных перерывов при невозможности соблюдения обязательных норм.

В многодневной поездке участвуют как минимум 2 водителя. Каждый из них должен отдыхать не менее 8 часов подряд.

Изменения в законодательстве

С 2021 года в законодательстве РФ появились различные нововведения, в частности, режим труда и отдыха водителей в 2022 году регулируется по частично измененным правилам, с учетом рекомендаций Всесоюзного НИИ охраны и экономики труда.

Вместо Приказа № 15 Минтранс издал новый Приказ № 424 (от 10.10.2020 г.). Он действует с 01.01.2021 г. по 01.01.2027 г.

Скачать бесплатно текст приказа и таблицы с последними нормами труда/отдыха водителей можно на онлайн-странице: https://georoute.ru/review-of-424-state-order.

На сайте (https://www.audar-info.ru/na/editSection/index/type_id/5/doc_id/31331/release_id/61162/) можно скачать аналогичный документ для водителей трамвая и троллейбуса (Приказ № 404 Минтранса от 02.10.2020 г.).

Необходимость

Целями издания нового Приказа являются:

  • корректировка правил учета трудовых затрат и длительности перерывов;
  • более четкая трактовка понятия «рабочая неделя»;
  • расширение списка водителей, которых ограничения РВ не касаются;
  • приближение длительности труда и отдыха к европейским нормам.

Область применения

Исполнение Приказа 424 обязательно для всех водителей, работающих по трудовому договору. Требования касаются также ИП, которые осуществляют перевозки самостоятельно (в предыдущем Приказе 15 правила подобного учета их не касались).

На что не распространяется

Действие нового приказа по-прежнему не распространяется на:

  • междугородних перевозчиков;
  • водителей аварийно-спасательного, пожарного и медтранспорта.

В этот перечень добавлены также лица, управляющие:

  • легковыми автомобилями госорганизаций и ведомственной охраны;
  • ТС оперативно-розыскных служб;
  • военным транспортом;
  • автомобилями внутреннего пользования, не выезжающими за пределы предприятия.

С 2021 года водители, работающие по вахтовому методу, в список исключений не входят.  Их труд теперь учитывается по обычным нормам.

Продолжительность рабочего времени

Оптимальная длительность рабочего времени (РВ) транспортного персонала по-прежнему ограничивается 40 часами. Однако в 424 приказе отсутствуют указания по поводу 7–8-часовой нормы ежедневного труда и количества еженедельных рабочих дней.

Введено понятие «календарная неделя» (с 00:00:00 часов понедельника до 23:59:59 часов воскресенья), позволяющее производить более понятные и точные расчеты.

Для учета РВ используется, как обычно, два способа:

  1. Поденный (при 5–6 дневной рабочей неделе).
  2. Суммированный (когда соблюдать нормы РВ невозможно из-за особенностей производственной деятельности).

При поденном подходе: нормальная продолжительность РВ – не больше 9 часов в сутки, прошедшие после отдыха. По правилам Приказа 424 для любого водителя этот период можно продлить до 10 часов (2 раза в календарную неделю). Раньше это разрешалось делать лишь для перевозчиков, эксплуатирующих ТС массой больше 3,5 тонны.

Для сменного персонала РВ можно увеличивать до 12 часов. Это допустимо, например, для водителей:

  • коммунального автотранспорта;
  • ТС почтовой связи, телерадиокомпаний;
  • инкассаторских автомобилей;
  • служебных авто (для сотрудников и руководства);
  • легковых такси;
  • вахтовых автобусов.

Сменный график согласуется с руководством смежных предприятий, муниципальными властями, профсоюзами.

Суммированный учет

По данной методике РВ суммируется за период 1 или 3 месяца. Подробности учета фиксируются в коллективном договоре.

На заметку. В Приказе Минтранса 424 отсутствует оговорка по поводу удлинения учетного периода для сезонных водителей (занятых, обслуживанием курортных объектов или с/х перевозками). Например, для шоферов, управляющих молоковозами или полуприцепами-скотовозами, ранее устанавливался полугодовой период учета.

Длительность рабочего дня для суммированного учета

Тип перевозок Количество ежедневных рабочих часов
Обычные грузопассажирские До 10
Городские и пригородные До 12
Транспортное обслуживание учреждений здравоохранения, связи, телекоммуникационных компаний. Вождение инкассаторских авто, легковых такси, вахтовая работа. До 12

Увеличение максимальной длительности рабочего дня

Длительность каждодневного пребывания за рулем может быть увеличена до 12 вместо обычных 10 часов, если добавочное время требуется для:

  • доставки людей/грузов к пункту назначения;
  • прибытия на место оборудованной стоянки или возвращения в гараж.

Ежемесячное составление графика сменности

Сменная работа позволяет некоторым предприятиям более эффективно использовать оборудование, распределять трудовые обязанности, обеспечивать непрерывность технологического процесса. График сменности согласуется с лицами, ответственными за безопасность труда и перевозок, а также с профсоюзными органами.

Ранее в Приказе Мрнтранаса № 15 руководителей транспортных компаний обязывали ежемесячно составлять такие графики. Согласно Приказу 424, сроки их пересмотра устанавливает работодатель, руководствуясь производственной необходимостью.

Категория рабочего времени, не связанного с управлением

В Приказе Минтранса 424 появилась новая категория: «РВ, не связанное с управлением».

К ней относится:

  • время подготовительных и завершающих работ;
  • время медосмотра;
  • простои, не зависящие от действий шофера (например, нахождение в дорожных пробках);
  • часы самостоятельного ремонта колесной техники, замены шин;
  • время погрузки/разгрузки товара, посадки/высадки людей.

Ограничения на зачет в рабочее время некоторых периодов

В РВ включаются только «специальные» паузы на отдых и прием пищи, фиксируемые трудовым договором. Дополнительные перерывы во внимание не принимаются.

По предыдущим правилам, если в машине, кроме основного водителя-дальнобойщика, ехал сменщик, то время его пребывания в кабине также засчитывалось как рабочее.

В Приказе 424 говорится о том, что с 2021 года данное положение отменяется, однако второй водитель получает компенсацию за время ожидания своей очереди. Ее размер работодатель устанавливает самостоятельно.

Дополнение. Для контроля работы водителей грузового транспорта и пассажирских автобусов (в том числе школьных, городских, междугородних) на борту ТС устанавливаются тахографы. Водители обязаны следить за их исправностью, пользоваться индивидуальными электронными картами для идентификации личности, фиксации режимов деятельности и параметров езды.

Разделение рабочей смены

В обновленном положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей говорится о том, что работодатель при необходимости имеет право делить рабочую смену на отдельные периоды, если работник не возражает. Раньше это допущение касалось только управления служебным транспортом федеральных госорганов или автобусами (городскими либо пригородными).

Разграничение максимальной длительности перерыва

В Приказе № 424 Минтранса регламентирована продолжительность перерывов между отдельными частями водительской смены.

При регулярной работе пауза должна быть меньше 3 часов, для всех других – 5 часов. Такие перерывы в РВ не входят.

После отправления на маршрут паузы устраиваются не реже чем через 5 часов.

Сверхурочная работа

В Приказе № 424 нет указаний по поводу учета сверхурочной работы. Если возникает необходимость в выполнении непредвиденных рейсов (в выходные дни, в праздники, во время отпуска), руководители должны опираться на правила, оговоренные в ТК РФ. В статье 99 говорится о порядке привлечения работников к сверхурочному труду, а в статье 152 – о размерах его оплаты.

Ненормированное время

Время управления авто не нормируется только для водителей легкового транспорта (кроме  таксистов), а также для шоферов, работающих в сфере геологоразведки и топографических испытаний.

Время пребывания за рулем всех остальных перевозчиков ограничивается в соответствии с нормами охраны труда.

В Приказах Минтранса № 15 и № 424 сказано, что максимальное время управления авто не должно превышать 56 часов за 7 дней или 90 часов за 14 дней.

В регулирование длительности управления ТС внесены поправки.

Продолжительность управления автомобилем
Приказ 15 Приказ 424
Не больше 9 часов при обычных условиях.

Не больше 8 часов при перевозке больших грузов, езде по горным дорогам.

Не более 9 часов с возможностью увеличения до 10 (не чаще 2 раз в календарную неделю).

Превышение допускается при нехватке времени для приезда на стоянку или в пункт назначения.

Время отдыха

Время отдыха между сменами должно быть не меньше удвоенной продолжительности предшествующей работы.

По старым правилам оно должно было составлять минимум 12, сейчас – 11 часов.

Период отдыха для всех водителей разрешается сокращать до 9 часов (не чаще 3 раз подряд).

Ежедневный отдых можно делить на части (длительность первой – не менее 3 часов).

Перерыв для приема пищи (30–120 мин.) устраивается в середине дня.

Водителям междугороднего транспорта предоставляются «специальные перерывы», длительность которых включается в РВ. Они предоставляются не ранее чем через 4,5 часа после выезда. Пауза может длиться 45 мин. Ее можно разделять (первый перерыв не короче 15 мин., второй – не короче 30).

Новые правила сокращения еженедельного отдыха

Закон о режиме труда и отдыха водителей предусматривает увеличение еженедельного отдыха с 42 до 45 часов.

В документе оговаривается, что по усмотрению работодателя отдых может быть сокращен до 24 часов (не чаще одного раза в две недели).

В последующие 3 недели время переработки обязательно компенсируется. Возможно 2 варианта: либо к еженедельным выходным добавляется 24 часа, либо 3 раза в неделю ежедневный отдых увеличивается на 9 часов.

Ответственность

За соблюдение закона о труде и отдыхе водителей отвечает сам работник, должностное лицо (уполномоченное обеспечивать охрану труда), а также работодатель (организация или ИП). Невыполнение требований Приказа № 424 является административным нарушением.

Штрафы

Размер денежного взыскания установлен в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ. Нарушители выплачивают:

  • водитель – 1,5–2 тыс. рублей;
  • ответственное должностное лицо – 7–10 тыс. рублей;
  • ИП – 15–25 тыс. рублей;
  • компания – 20–50 тыс. рублей.

Как избежать штрафов

Чтобы избежать штрафов, необходимо внимательно изучить содержание Приказа 424, обращая внимание на изменения в законодательстве. Следует пересмотреть графики еженедельной и сменной работы, внести соответствующие изменения в правила внутреннего распорядка. Важно проинформировать водителей о новшествах, касающихся учета времени труда и отдыха, предупредить их об ответственности за нарушение норм.

Последние изменения в трудовом и транспортном законодательстве расширяют возможности оптимального распределения рабочего времени перевозчиков. Соблюдение режимов работы и отдыха снижает вероятность транспортных аварий, способствует сохранению здоровья и работоспособности водителей.  Внесение актуальных изменений в систему учета рабочего времени позволяет повысить эффективность и экономичность транспортных перевозок.