Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Типовая инструкция по охране труда для водителя-экспедитора грузового автомобиля: образец

Профессия «водитель-экспедитор» стала особенно популярной в последние годы, когда резко увеличился объем коммерческих грузоперевозок. Круг обязанностей такого работника шире, чем у обычного шофера. Соответственно, требований к его квалификации больше.

В своей деятельности  подобные специалисты сталкиваются с различными вредными факторами, поэтому в трудовом законодательстве уделяется большое внимание организации их безопасной работы.

Инструкция по охране труда для водителя-экспедитора включает в себя полный перечень правил перевозки, а также приемов работы в разных обстоятельствах.

Особенности профессии

Водитель-экспедитор – это специалист, который не только управляет машиной, но и отвечает за сохранноcть груза. Этот человек является сотрудником компании, осуществляющей грузовые перевозки по договору.

Особенности

Необычность профессии состоит в том, что она является совмещенной, а не самостоятельной. В ней сочетаются  две специальности:

  1. «Водитель» – то есть тот, кто управляет транспортным средством, отвечает за его эксплуатацию и соблюдение ПДД.
  2. «Экспедитор» – организатор перевозки грузов, обеспечивающий их сопровождение (оформление документов, прохождение таможенного досмотра и пр.).

В штатное расписание рекомендуется вносить эти должности отдельно (ст. 60.2 ТК РФ), а для сотрудника, выполняющего объединенные обязанности, оформлять совмещение.

Примечание. Водитель-экспедитор и диспетчер – это разные работники. Первый отвечает за доставку конкретного груза, а второй координирует все перевозки, осуществляемые компанией (составляет графики, определяет маршруты, регистрирует перевозчиков).

Требования

В требованиях к водителям-перевозчикам (Приказ Минтранса № 282 от 31.07.2020 г.) говорится о том, что они должны знать:

  • правила ДД, нормы охраны труда;
  • основы законодательства, касающегося дорожной безопасности и правил перевозок;
  • порядок страхования ОСАГО;
  • устройство и особенности вождения автомобилей соответствующих категорий, признаки неисправностей, требования к эксплуатации контрольных приборов;
  • меры ответственности за нарушение транспортного законодательства и правил охраны труда;
  • приемы оказания первой медпомощи;
  • основы погрузочных/разгрузочных работ;
  • сроки организации техосмотров;
  • условия транспортировки и хранения различных товаров и материалов.

При оформлении водителя-экспедитора учитывается его квалификация (класс, разряд).

Классы

Класс устанавливается в зависимости от категории эксплуатируемого автомобиля и от стажа вождения:

  • 1 класс, самый высокий – разрешается вождение авто категорий В, С, Д, Е, требуется не менее 2 лет работы водителем 2 класса (на данном предприятии);
  • 2 класс – В, С, Д, Е или Д+Е, наличие стажа не менее 3 лет службы водителем 3 класса;
  • 3 класс – В, С, или Е.
Категории автотранспорта Виды автомобилей
А Мотороллеры, мотоциклы
B Легковые авто, микроавтобусы, грузовые машины. Масса не превышает 3,5 тонны, число пассажирских мест меньше 8.
C

С 1

Грузовые авто массой больше 3,5 тонн.

Вес грузового автомобиля 3,5–7,5 тонны.

Д Автомобили для перевозки пассажиров. Количество мест больше 8 (кроме водительского).
E Автомобили категорий В, С, Д с прицепом массой больше 750 кг, соответственно ВЕ, СЕ, ДЕ

Разряды

Разряд (4, 5, 6, 7) зависит от того, какими машинами может управлять водитель:

  • 4 – любыми легковыми авто, грузовиками с массой груза до 10 тонн, автобусами до 7 м длиной, а также специализированной автотехникой;
  • 5 – грузовыми авто 10–40 тонн, автобусами длиной 7–12 м, автомобилями со звуковой и световой сигнализацией;
  • 6 – грузовыми авто больше 40 т, автобусами длиннее 12 м, пожарными автомобилями, машинами скорой помощи;
  • 7 – автобусами длиной более 15 м.

Условия для работы

Водителю-экспедитору требуются права на вождение автомобиля нужной категории, начальное профобразование (стаж не требуется) или общее среднее образование с дополнительной профподготовкой.

Водитель обязан разбираться в вопросах погрузки/разгрузки/сдачи/охраны грузов, а также знать нормы простоя, требования к оформлению документации, правила внутреннего производственного распорядка, законы о трудовой дисциплине.

Профстандарт

Прием специалистов по транспортным перевозкам в 2022 году регламентируется Трудовым кодексом ТК РФ (ст. 328).

Отдельного профстандарта для перевозчиков-экспедиторов пока не существует.

Профстандарты для водителей легковых и грузовых автомобилей находятся в стадии утверждения. Проекты можно скачать на сайте: https://www.pro-personal.ru/article/1085195-qqq-16-m6-14-06-2016-profstandart-voditelya.

Инструкция по охране труда

Инструкция по охране труда для водителя-экспедитора грузового автомобиля – это руководство, утвержденное Министерством труда, используемое в качестве основы для составления подобных документов в различных организациях.

Необходимость

Разработка такой инструкции на предприятиях не является обязанностью руководства. Однако ее создание намного облегчает знакомство сотрудника с новой работой. В данном пособии конкретизируются обязанности и права специалиста, говорится об ответственности за нарушение дисциплины, правил ТБ и ОТ.

Где взять

Скачать бланк и образец типовой инструкции по охране труда для водителя-экспедитора можно на сайте https://dogovor-obrazets.ru/образец/Инструкция/19244

или https://www.kdelo.ru/art/385678-instruktsiya-po-ohrane-truda-dlya-voditelya-19-m12

Форма инструкции не регламентируется.

Пособие создает ответственный за ТБ и охрану труда. В документ обычно включаются обязательные требования, а также дополнительные рекомендации, связанные со спецификой работы предприятия.

Состав

В инструкции должны быть следующие разделы:

  • общие требования по обеспечению ОТ водителя-экспедитора;
  • меры безопасности перед отправлением в рейс;
  • правила, соблюдение которых обязательно во время поездки;
  • действия водителя при возникновении опасных или аварийных ситуаций;
  • требования, предъявляемые к водителю, закончившему работу.

При составлении инструкции за основу берутся следующие нормативные документы:

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. Методические рекомендации Минтруда, изданные 13.05.2005 г.
  3. Письмо с разъяснениями Минтруда № 15-2/ООГ-2373 от 30.06.2016 г.
  4. Приказы Минтруда № 772н от 29.10.2021 г. и № 140 от 17.03.2022 г.

Общие требования

Во вступительном разделе перечисляются условия допуска водителя к самостоятельной деятельности, выполнению  особо опасных работ. Описываются возможные риски и ситуации, которые могут привести к авариям.

Перечисляются действия работника при возникновении пожара или обнаружении технических неисправностей грузового ТС, говорится о необходимости извещения руководства о подобных происшествиях. Объясняется специфика внутреннего распорядка предприятия.

Опасные и вредные производственные факторы

Водитель-экспедитор постоянно взаимодействует с автотехникой, выполняет работу при различной погоде, не всегда имеет возможность отдохнуть в комфортных условиях.

К вредным факторам относятся:

  • перепады температуры воздуха;
  • атмосферные осадки, повышенная сухость или влажность окружающей среды;
  • ветер, затрудняющий управление авто;
  • повышенная концентрация выхлопных газов, шум от работающего мотора;
  • перегрев автомобильных устройств и поверхностей;
  • возможный контакт с электрооборудованием, движущимися механизмами, опасными компонентами груза;
  • крупные габариты или неудобная упаковка груза (вероятность его падения с высоты, получения травм при контакте с острыми элементами тары);
  • недостаточная освещенность салона автомобиля;
  • физическое и нервное напряжение.

Причинами травматизма могут быть отсутствие или неумелое использование индивидуальных СЗ, незнание инструкции, несоблюдение предписаний.

Допуск

К работе водителем-экспедитором допускаются лица старше 18 лет. Они должны:

  • иметь водительские права необходимой категории;
  • получить заключение медкомиссии об отсутствии противопоказаний;
  • пройти инструктаж на рабочем месте и дополнительное обучение, касающееся:
  • правил электро- и пожаробезопасности;
  • безаварийной работы на транспорте;
  • перевозки конкретных грузов и товаров;
  • требований к использованию униформы и ИСЗ;
  • способов связи с диспетчером, быстрого сообщения об экстренных происшествиях.

Что должен знать и уметь

Водитель-экспедитор обязан знать:

  • правила и основы БДД;
  • устройство ТС, требования к эксплуатации;
  • способы выявления неполадок, приемы их устранения, правила техобслуживания автомобилей;
  • меры охраны ТС на открытых парковках и в гаражах;
  • правила замены шин, работы с аккумуляторными батареями;
  • предписания ПДД;
  • действия при ДТП (порядок эвакуации пассажиров, извещения спасательных служб);
  • способы укладки и надежного закрепления грузов;
  • правила оказания первой медпомощи, использования средств пожаротушения.

Правила при нахождении на территории организации

Во время пребывания на территории предприятия (в рабочих помещениях, бытовках, на участках обслуживания и парковки ТС) работник обязан:

  • точно выполнять предписания администрации по ТБ, ОТ и БДД;
  • соблюдать указания по выполнению санитарных норм, приему пищи и курению в специально отведенных местах;
  • заботиться о сохранности доверенной техники, грузов и другого имущества компании;
  • выполнять работу строго в соответствии с заданием;
  • соблюдать трудовую дисциплину.

Требования перед началом работы

Перед отправлением в рейс экспедитор должен:

  • приготовить водительское удостоверение, техпаспорт с талоном регистрации ТС, накладные на товар;
  • получить путевой лист у диспетчера;
  • пройти медосвидетельствование;
  • ознакомиться с заданием (пройти инструктаж);
  • убедиться в работе тормозов;
  • запустить двигатель для проверки на холостом ходу;
  • приступить к работе с разрешения контролера техсостояния ТС.

Проверка

Требуется проверить:

  • состояние кузова, салона, дверей, лобового стекла, зеркал;
  • наличие креплений для груза;
  • исправность рулевой и тормозной системы, аккумулятора, стартера, радиатора;
  • действие контрольных приборов, звуковых и стоп-сигналов, поворотников, стеклоочистителя;
  • давление воздуха в шинах;
  • наличие аптечки, огнетушителя, сигнальных приспособлений, ремонтных инструментов;
  • отсутствие пропусков топлива, охлаждающей жидкости, масла.

Когда нельзя приступать к работе

Водитель не имеет права приступать к работе, если:

  • повреждены рабочие системы ТС;
  • не пройден плановый техосмотр;
  • габариты и масса груза не соответствуют допустимым параметрам;
  • повреждены или отсутствуют фары, зеркала заднего вида, сигнальные приспособления;
  • в машине нет аптечки или огнетушителя;
  • отсутствуют ИСЗ;
  • не пройден медосмотр;
  • в учетных документах нет записей о проведении инструктажей по БДД и ОТ.

Требования во время работы

Водитель-экспедитор отвечает только за порученную ему работу. Он не может выполнять дополнительные задания, по которым не прошел инструктаж по ОТ, а также действовать без разрешения лиц, отвечающих за его безопасность и безаварийную эксплуатацию техники.

Общие правила

Нельзя доверять управление рабочим ТС случайному, необученному лицу.

Во время поездки необходимо:

  • тщательно следить за показаниями приборов, работой различных систем ТС;
  • останавливать машину в случае обнаружения неполадок в ТС;
  • сообщать диспетчеру или руководству о возникновении серьезных технических проблем, которые самостоятельно устранить не удается; дожидаться приезда службы техпомощи, не пытаясь ездить с неисправным оборудованием.

Предупреждение. Водитель не должен останавливать машину на краю оврага или обрыва. Между ТС и откосом дороги должно быть не менее 1 м. Выходя из автомобиля, необходимо соблюдать осторожность.

Перед выходом из кабины

Прежде чем выйти из кабины авто, нужно:

  • заглушить двигатель (прекратить поступление горючего);
  • отключить зажигание;
  • воспользоваться стояночным тормозом;
  • убедиться в отсутствии встречных или обгоняющих машин;
  • включить мигающий световой сигнал аварийной остановки ТС.

После выхода из кабины

Водителю следует:

  • установить позади машины предупредительный знак;
  • если остановка произведена в темное время суток – включить сигнальные и габаритные огни;
  • подложить противооткатные «башмаки» (упоры) под колеса авто, если дорога идет под уклон.

Отдельные случаи

Если требуется производить осмотр или ремонт под капотом авто, нужно расположиться под машиной таким образом, чтобы ноги оказались не на проезжей части трассы, а со стороны обочины.

Неисправности в системе подачи топлива можно устранять только после остывания мотора. Жиклеры и топливные трубки необходимо прочищать, воспользовавшись насосом.

Для перелива топлива нельзя использовать шланг, засасывая горючее ртом. Требуется производить эту операцию с помощью специального приспособления.

При открывании пробки радиатора необходимо воспользоваться рабочими рукавицами (или тряпкой), чтобы не обжечься о горячий двигатель. Приоткрывая пробку, нужно направлять струю пара от себя.

Если требуется ручная замена шин, следует:

  • выпустить весь воздух из камеры;
  • с помощью съемного устройства удалить шину с колеса, не используя молоток для снятия прилипшего диска;
  • накачать сдувшуюся шину, используя приспособление с защитным замочным кольцом;
  • при удовлетворительном состоянии обода (отсутствии вмятин, ржавчины, трещин, зазубрин) установить на него покрышку;
  • особое внимание уделяется защите рук от обморожения при выполнении работ в зимнее время; нельзя касаться металлических инструментов и элементов автомобиля голыми руками.

По прибытию к месту погрузки

Нужно подготовить рабочий участок к беспрепятственной переноске, загрузке/выгрузке материалов и оборудования:

  • освободить дорогу, убрать с нее все лишнее;
  • учитывая требования безопасности и ОТ, предусмотреть возможность экстренной эвакуации;
  • заранее спланировать последовательность действий.

Внешний осмотр

Важно, чтобы на месте работы было нормальное освещение, отсутствовали электропровода, которые могут быть повреждены при переноске груза. На пути перемещения не должно быть электрооборудования, складированной тары, товаров, уложенных в штабеля.

Нужно убедиться в отсутствии неровностей пола, разливов жидкостей и масел. На рабочем участке не должно быть неогороженных провалов и люков. Необходимо обеспечить свободный проезд транспорта к месту погрузки/выгрузки.

Требования по размещению груза

Экспедитор обязан находиться рядом с машиной (выйти наружу) и наблюдать за работой грузчиков, соблюдением правил ТБ, сохранностью груза.

Он контролирует надежность укладки и закрепления товара, соблюдение интервалов между машинами и стенами зданий.

Обязательно соблюдение следующих правил:

  1. Между авто, стоящими друг за другом, должно быть не меньше 1 м. Если они стоят рядом, то не меньше 1,5 м.
  2. Минимальный интервал между стенами объекта и машиной – 1,5 м, между машиной и штабелями – 1 м.
  3. Товары, груженные навалом, должны распределяться по всему кузову не выше борта. Штучное оборудование привязывается толстыми веревками.
  4. Бочки/ящики укладываются без промежутков, для невозможности смещения во время езды они тщательно закрепляются, между ними вставляются деревянные распорки.
  5. Цистерны с жидкими материалами устанавливают пробками вверх.
  6. При перевозке труб или длинных досок следят за тем, чтобы машина могла свободно разворачиваться на поворотах.

Маневры и звуковые сигналы

При выведении ТС с места погрузки, разворотах, движении задним ходом и другом маневрировании нужно убедиться в отсутствии людей и каких-либо препятствий вблизи машины.

Скорость должна быть минимальной, водитель обязан обезопасить себя, пристегнувшись ремнем.

Важно использовать предупредительные звуковые сигналы в следующих случаях:

  • при езде мимо ворот, дверей, проходов, при движении в толпе людей;
  • при появлении пешеходов впереди машины на расстоянии 5 м и меньше;
  • во время приближения к участку загрузки/выгрузки;
  • при любой опасности наезда.

Соблюдение правил

Водителю предписывается:

  • учитывать габариты транспорта и грузов перед проездом через арки, ворота, мимо коммуникаций и кабельных линий;
  • безоговорочно соблюдать правила ДД;
  • предусматривать изменение дорожной ситуации, выбирать наиболее безопасные действия для предотвращения ДТП;
  • проявлять предельную осторожность при езде во время дождя, снега, гололеда, тумана; избегать обгонов, резкого поворота руля, неожиданного торможения, перемещения по необорудованным дорогам;
  • останавливаться на отдых при первых же признаках усталости, утомления, сонливости;
  • оставаясь надолго в кабине авто, отключать двигатель, чтобы избежать отравления  угарным газом;
  • соблюдать нормы санитарии и гигиены, электро- и пожаробезопасности, правила ОТ;
  • точно выполнять поручения руководства, требования надзорных органов.

Что запрещается

При выполнении задания запрещается:

  • пользоваться открытым огнем для разогрева двигателя;
  • производить прогрев механизмов внутри здания;
  • парковаться поблизости от легко возгорающихся материалов;
  • ездить без фильтра для воздуха;
  • курить во время заправки бака;
  • заходить в кабину и выпрыгивать из нее на ходу;
  • возить пассажиров в необорудованном кузове грузового авто, без отметки в путевом листе;
  • оставлять машину с включенным двигателем без присмотра;
  • ездить с плохо уложенным грузом (выпирающим за борта, закрывающим обзор или выход из кабины);
  • совершать ремонтные работы в месте, удаленном от участка погрузки меньше чем на 5 м;
  • создавать пробки, перегораживая движение других автомобилей;
  • работать без ИСЗ и спецодежды;
  • допускать к управлению авто посторонних лиц, пользоваться машиной в личных целях;
  • выезжать в рейс без медосмотра, с признаками недомогания, в нетрезвом состоянии.

Требования в аварийных ситуациях

При возникновении нештатных ситуаций (возгораниях, несчастных случаях) водители-экспедиторы должны прекратить работу, известить руководство о происшествии.

При обнаружении неисправностей

Если в процессе работы появляются сбои в работе техники, приборов контроля, водитель должен остановить машину, не допустить возникновения аварии. В инструкции оговариваются запреты на эксплуатацию ТС при конкретных поломках.

О проблемах необходимо сообщить работодателю, а затем действовать в соответствии с его указаниями.

При возгорании

Следует немедленно прекратить поездку или погрузочно-разгрузочные работы, эвакуировать людей из опасной зоны, приступить к тушению пожара.

Важно! При воспламенении топлива или смазочных материалов можно использовать только ОВП (воздушно-пенные) огнетушители. Огонь в этом случае засыпают песком или землей.

Если очаг слишком крупный, своими силами справиться с огнем не удается, необходимо вызывать пожарных или обращаться в службу МЧС. Обо всех действиях следует сообщать диспетчеру.

При травме

Если экспедитор получил травму или почувствовал внезапное ухудшение самочувствия, он  должен остановить ТС, позвонить в местную службу медпомощи, сообщить диспетчеру предприятия о происшествии. В дальнейшем надо действовать по обстоятельствам, руководствуясь заключением медиков и указаниями руководства.

При несчастном случае

Если водитель стал очевидцем такого случая, ему следует остановить ТС, сообщить начальству о причине прекращения работы. Пострадавшего необходимо удалить из опасной зоны. Следует немедленно позвонить в скорую помощь или в ближайший медпункт, помочь с доставкой больного в больницу.

По окончании работы

После возвращения из рейса необходимо:

  • активизировать стояночный тормоз, чтобы предотвратить случайный запуск двигателя посторонними лицами, поставить ТС на положенное место;
  • осмотреть автомобиль, убедиться в отсутствии повреждений и утечек;
  • зимой необходимо освободить от воды систему охлаждения;
  • навести порядок в кабине, удалить горючие материалы и вещества;
  • поставить аккумулятор на подзарядку;
  • сообщить руководству о результатах работы.

Работа водителя-экспедитора связана с выполнением ответственных операций. Она требует повышенного внимания, разнообразных знаний и навыков.

Во время поездки и доставки грузов могут возникать ситуации, угрожающие безопасности ДД, здоровью водителя, поэтому важную роль играет соблюдение правил и требований охраны труда. Инструкция должна максимально информировать водителей-экспедиторов обо всех рисках, присущих данной профессии, о мерах предупреждения возможных нарушений.