Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Типовая инструкция по охране труда для водителя автобуса

Водитель автобуса отвечает за безопасную перевозку пассажиров и безупречное состояние эксплуатируемого ТС. Человек данной профессии испытывает особенно большие нервные нагрузки, сталкивается с множеством вредных факторов и опасных ситуаций. Он должен отлично знать правила дорожного движения, умело управлять машиной в любых сложных обстоятельствах.

Чтобы как можно лучше подготовить персонал к выполнению непростых обязанностей, в транспортных компаниях разрабатывается подробная инструкция по охране труда для водителя автобуса. Важно знать, как ее правильно составить, какие сведения должны содержаться в этом важном документе.

Особенности профессии

Автобусом называют ТС для перевозки людей, в котором имеется 9 и больше пассажирских мест. «Водитель автобуса» – это разновидность профессии «водитель автомобиля».

Автобусные поездки зачастую совершаются по заданному маршруту и графику. Перевозки бывают городскими, пригородными, междугородными и международными. Водитель может выполнять также специальные рейсы (обслуживать туристов, доставлять людей в школу, на работу или осуществлять их эвакуацию из опасных зон).

Особенности

График работы водителя автобуса зависит от характера выполняемых заданий. В обязанности шофера входит не только управление машиной, но и обслуживание пассажиров (продажа билетов в случае отсутствия кондуктора, объявление остановок, контроль за состоянием салона и систем обеспечения микроклимата).

Как и водитель легкового или грузового ТС, человек, управляющий автобусом, должен иметь достаточные технические знания, способность моментально оценивать ситуацию, принимать верные решения. Важно умение спокойно и дружелюбно общаться с людьми, понимать меру ответственности за пассажиров и имущество компании.

Требования

Основными законодательными документами, в которых изложены требования к водителям автобусов, являются:

  1. Приказ Минтруда № 772н (о разработке инструкций по ОТ), вступивший в силу 1 марта 2022 года.
  2. Правительственное Постановление № 1527 от 23.09.2020 г. (о правилах автобусной перевозки детских групп).
  3. Госстандарт 33552-988 (правила перевозки учащихся);
  4. Трудовой кодекс РФ (раздел «Охрана труда»).

Условия для работы

Для вождения автобуса требуется иметь водительские права категории Д, знать правила дорожной езды, владеть навыками БДД.

Управлять пассажирским автобусом могут лица старше 20 лет, имеющие крепкое здоровье, хорошее зрение и слух.

К работе допускаются водители, обученные правилам электро- и пожаробезопасности (квалификационная группа 1), знакомые с приемами оказания первой медицинской помощи.

Перевозкой детских групп могут заниматься лица, имеющие непрерывный стаж работы на автобусе не меньше 1 года. У них не должно быть административных наказаний за нарушение ПДД (штрафов, лишения водительских прав).

Водителям автобусов другого назначения стаж работы иметь необязательно. Нужны лишь документы, подтверждающие квалификацию: диплом о профессиональном обучении или переподготовке, российские права кат. Д или международное водительское удостоверение.

Профстандарт

Отдельного профстандарта для водителя автобуса не существует, однако на практике обычно используется стандарт 17.016, установленный в 2015 г. для водителей «внедорожных автотранспортных средств». В нем указаны обязательные требования, наименования и коды профессий (по классификационному справочнику). Перечислены выполняемые трудовые операции, области теоретических знаний.

Бесплатный образец профстандарта можно скачать на странице: https://assistentus.ru/forma/profstandart-voditelya-avtobusa/.

Инструкция по охране труда

Типовая инструкция по охране труда для водителя автобуса представляет собой пособие, в котором содержатся правила безаварийного управления ТС и требования к персоналу.

Необходимость

Инструкция по ОТ не является обязательным документом. Она не имеет строго регламентируемой формы. Однако разработка такого пособия очень желательна, поскольку она позволяет свести воедино все вопросы, касающиеся безопасности труда водителей автобусов. Наличие «свода правил» значительно облегчает проведение инструктажей, гарантирует знакомство работников с основными требованиями ТБ и ОТ, порядком медосвидетельствования водителей, их допуска к рейсу.

Где взять

Согласно ТК России (ст. 214), составлением инструкции по ОТ должен заниматься работодатель. Обычно ее разрабатывает инженер по ОТ совместно с начальником транспортного отдела. Готовый документ подписывает руководитель предприятия.

Скачать образцы бесплатно можно на страницах:

Нормативная база

При разработке типовых инструкций необходимо опираться на следующие законодательные документы:

  1. Приказ Минтруда № 772н.
  2. Федеральный закон № 196 от 10. 12. 1995 г. (о БДД).
  3. Постановления Правительства № 1090 (о соблюдении ПДД) и № 1527 (о перевозке детей).
  4. Письма Минобразования России № 8-988, 2014 г. (рекомендации по ОТ при перевозке школьников).
  5. Инструкция по ОТ для водителей автомобилей (ТОИ Р-200-01-95), разработанная Государственным НИИ автомобильного транспорта.
  6. Приказ Минтранса № 282, действующий с 1 января 2021 г. (квалификационные требования к водителям).

Состав

В инструкцию по ОТ включаются разделы с обязательными требованиями к водителю автобуса:

  • в общих случаях (допуск к работе, режим труда, производственные вредности и опасности);
  • перед выездом в рейс (медосмотр, подготовка ТС и документации);
  • во время поездки по маршруту (правила безопасной езды, соблюдения рабочего режима);
  • при возникновении аварии (поведение и обязанности водителя);
  • по окончании работы (парковка транспорта, сдача смены).

Общие требования

К работе допускаются лица, прошедшие квалификационную проверку и медицинское обследование, знакомые с особенностями пассажирских перевозок.

Водители, не имеющие стажа работы на автобусе или вернувшиеся к вождению авто после длительного перерыва (больше 1 года), проходят стажировку в условиях езды по реальному маршруту.

Работник несет ответственность за нарушение ПДД, правил пассажирских перевозок, рабочего распорядка, трудовой дисциплины и требований должностной инструкции.

Допуск

К управлению пассажирским автобусом допускаются лица, имеющие водительские права категории Д, прошедшие медосмотр, инструктаж, проверку знаний в области ТБ, ОТ, электро- и пожаробезопасности.

Повторный инструктаж проводится раз в 3–6 месяцев, проверка – 1 раз в год.

Инструктажи и осмотр

Водители, управляющие автобусами, проходят следующие инструктажи по ОТ;

  • вводный;
  • первичный;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Записи о занятиях регистрируются в соответствующих журналах.

Прохождение вводного инструктажа по охране труда для водителей автобусов обязательно для всех новых работников (независимо от стажа), а также для персонала, прибывшего в командировку или на обучение. Водителей инструктирует сотрудник в должности ответственного за ОТ.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте для знакомства с конкретными обязанностями и условиями работы. Инструктором является мастер участка или начальник гаража.

Повторный инструктаж проводится для периодического напоминания правил ТБ, ознакомления с изменившимися условиями работы и обслуживания техники.

Внеплановый инструктаж организуется при:

  • вступлении в действие новых законодательных актов, получении предписаний надзорных органов;
  • изменении правил ОТ (в связи с обновлением транспортного парка, переходом на другой режим работы);
  • серьезном нарушении правил ТБ со стороны водителя, создавшего угрозу аварии.

Целевой инструктаж проводится перед однократным выполнением работ, которые не являются прямой обязанностью водителя (например, внеплановой уборкой, ликвидацией последствий ЧП). На осуществление разовых работ оформляется наряд-допуск.

Для проверки состояния здоровья водителей проводятся медосмотры:

  • предварительные – перед приемом на работу;
  • периодические (1 раз в 1–2 года);
  • предрейсовые и послерейсовые (проверка артериального давления и температуры тела, медосвидетельствование на наличие в крови алкоголя и наркотических веществ).

Обязанности

Водителю автобуса полагается:

  • перевозить пассажиров по регулярным или специальным маршрутам;
  • соблюдать график прибытия автобуса к остановкам;
  • вести автобус, тормозить и совершать повороты плавно, чтобы не подвергать пассажиров опасности травмирования;
  • открывать двери только после полной остановки ТС;
  • поддерживать равномерную скорость движения, без резкого ускорения или рывков;
  • проявлять осторожность при посадке/высадке пассажиров, наблюдать за ситуацией в салоне с помощью зеркала в кабине;
  • объявлять название остановок, следить за порядком в салоне, оплатой проезда.

Опасные и вредные производственные факторы

В процессе работы водителю автобуса приходится сталкиваться с различными факторами риска. Наибольшую опасность представляют:

  • контакт с вредными и огнеопасными веществами (антифризом, бензином, дизельным топливом, сжиженным газом, мазутом), воздействие горячей воды и пара при перегреве агрегатов;
  • вдыхание пыли, токсичных газов (бутана, окисей азота и углерода, этилмеркамптана);
  • взаимодействие с движущимися механизмами, габаритными агрегатами, электрооборудованием;
  • повышенная вибрация и шум во время езды;
  • пребывание в стесненных условиях, монотонность работы;
  • проведение техосмотра и ремонтных работ с использованием подъемников, домкратов (создающих угрозу падения ТС);
  • вождение автобуса в сложных погодных и климатических условиях, по горной местности, по дорогам с некачественным покрытием (повышение риска ДТП);
  • нервное напряжение.

При неисправностях

При появлении признаков неисправности отдельных систем автомобиля (посторонних стуков, сбоев в работе руля, приборов, сигнальных устройств) поездку необходимо прервать. Машину останавливают в безопасном месте или на специальной стоянке. Если самостоятельно устранить дефект не удается, необходимо известить диспетчера о происшествии, связаться с техслужбой. Важно предупредить пассажиров о соблюдении осторожности при выходе из автобуса.

При возгорании

Для устранения очага пожара используют пенный огнетушитель. Место возгорания можно засыпать песком или землей.

Прежде всего, водитель должен позаботиться о срочной эвакуации пассажиров на безопасное расстояние от автобуса. На место пожара необходимо срочно вызвать работников МЧС.

Предупреждение! Для тушения пламени нельзя использовать воду, поскольку возможно поражение людей электрическим током, получение ожогов из-за парообразования. Маслянистое топливо всплывает на поверхность воды и продолжает гореть.

При несчастном случае

Водитель должен иметь навыки оказания первой медицинской помощи. При возникновении несчастного случая ему следует немедленно связаться с ближайшей больницей или спасательной службой. О любом экстренном происшествия водитель должен сообщить руководству своей компании, объяснить причину непредвиденной остановки, действовать в соответствии с дальнейшими указаниями.

Требования перед началом работы

В данном разделе инструкции указывается, что водитель должен:

  • пройти предрейсовый медосмотр (медосвидетельствование);
  • тщательно осмотреть ТС снаружи, проверить исправность дверей, состояние салона, подножек и площадки – необходимо очистить их от грязи, снега и льда;
  • убедиться в наличии и удовлетворительном состоянии средств защиты;
  • получить у контролера тех состояния ТС путевой лист с отметкой об исправности автобуса.

Проверка

Водитель обязан проверить:

  • работу основных агрегатов и систем (двигателя, тормозной системы, рулевого управления), а также состояние колес, шин, подвески;
  • целостность зеркал и стекол, действие стеклоочистительных щеток, систем обогрева и вентиляции салона;
  • исправность устройств дальнего и ближнего освещения, сигнализации (световой и звуковой);
  • работоспособность тахографа, спидометра, противоугонных приспособлений;
  • уровень горючего, состояние пробок в топливном баке;
  • отсутствие протечек топлива, масла, тормозной жидкости;
  • регулировку положения водительского кресла;
  • наличие аптечки, огнетушителя, знаков аварийной остановки, противооткатных упоров, запасной шины, домкрата, ремонтных инструментов.
Примечание. В большом автобусе должно быть два огнетушителя – в кабине водителя и в салоне для пассажиров. В микроавтобусе достаточно одного подобного устройства.

При работе автобуса на этилированном бензине

Водителю автобуса, заправляемого высокотоксичным топливом, полагается иметь дополнительные ИСЗ: резиновые перчатки, резиновый фартук и нарукавники.

Водитель должен работать только в специальной одежде, полностью предотвращающей попадание бензина на тело.

Перед выходом в рейс необходимо запастись средствами обеззараживания (керосином, хлорамином, хлорной известью). Важно проверить состояние вентиляции (общеобменной и местной).

Нельзя допускать переливов топлива (тару заполняют на 90 %). Для перекачивания бензина и продувки системы обязательно используют насос.

При участии в ремонте и техобслуживании

Любые ремонтно-технические работы при обслуживании автобуса (микроавтобуса) следует производить только в спецодежде.

Водителю разрешается использовать лишь те инструменты и приспособления, с которыми он хорошо знаком.

Водитель должен заглушить мотор, прекратить подачу топлива, выставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Под колеса укладываются специальные упоры.

На пульте подъемника вывешивается предупреждающая надпись о проведении работ.

Требования во время работы

В данном разделе инструкции оговаривается порядок обеспечения безопасной перевозки пассажиров, поддержания транспорта в работоспособном состоянии. Описываются правила запуска двигателя, поддержания скоростного режима в рамках установленных ограничений.

Общие правила

  1. При заправке топлива необходимо высаживать пассажиров из автобуса.
  2. Во время посадки и высадки людей используется стояночный тормоз.
  3. Запуск автобуса производится с помощью стартера, не допускается буксировка.
  4. Для прогрева двигателя, устранения обледенений можно использовать только горячую воду или пар. Недопустимо применение открытого огня.
  5. Важно строго соблюдать скоростные ограничения, учитывать погодные условия, интенсивность дорожного движения, особенности ТС.
  6. Во время езды водителю запрещается отвлекаться на посторонние разговоры.
  7. Важно внимательно следить за дорожной ситуацией, проявлять особую осторожность при пересечении пешеходных переходов, совершении разворотов, движении задним ходом.
  8. Требуется строго соблюдать правила обгона ТС, преодоления подъемов/спусков, мостов, ж/д переездов.
  9. Во время остановки нельзя перегораживать движение остального транспорта.

 При перевозке детей

Для водителей школьных автобусов оговариваются следующие правила:

  1. Посадка/высадка производится со стороны тротуара (для предупреждения случайного выхода детей на проезжую часть улицы). При этом водитель должен оставаться в кабине автобуса, зафиксированного стояночным тормозом.
  2. Нельзя оставлять детей в автобусе без присмотра.
  3. Пассажиры и сопровождающие лица должны ехать только сидя, пристегнувшись ремнями безопасности. В салоне запрещено присутствие посторонних лиц, а также предметов и грузов, не принадлежащих детям.
  4. Скорость движения не должна превышать 60 км/час.
  5. При движении следует включать желтый проблесковый маячок.
  6. Не разрешается перевозка детских групп в темное время суток, по обледеневшей трассе, во время тумана.

Особые случаи

Осмотр и ремонтные работы производятся только после отключения автобусного двигателя и перекрывания подачи топлива. При необходимости снятия тормоза рычаг переключения выставляется в нейтральное положение.

Двигатель можно снимать только при расположении автобуса на колесах или с подставленными  «козелками», противооткатными упорами.

При разборке/сборке механизмов нельзя использовать подручные предметы. Работа производится с помощью гайковертов, съемников.

Используя грузоподъемные механизмы, необходимо убедиться в том, что они исправны, предназначены для удержания предметов соответствующего веса, испытаны в положенный срок, снабжены захватными и крепежными устройствами.

Снимаемые узлы и агрегаты предварительно освобождают от охлаждающей жидкости и смазки.

При парковке автобуса в пункте техобслуживания необходимо следить за расположением колес относительно эстакады или смотровой канавы. Под шины устанавливаются упоры, задействуется стояночный тормоз, на автобусах с МКП включается нижняя передача.

Работы под автобусом производят только при выключенном двигателе. На руль вывешивается табличка «Не включать!».

При выполнении работ с аккумуляторными батареями

Аккумулятор должен быть хорошо закреплен. Важно следить, чтобы электропровода имели хорошую изоляцию.

При работе с батареей следует избегать попадания содержимого на руки и одежду, в случае необходимости нейтрализовать кислоту 10 % содовым раствором, промыть большим количеством воды.

Аккумуляторы нужно транспортировать на специальных тележках. При оценке уровня зарядки пользуются нагрузочной вилкой.

Что не разрешается

Водителю запрещается:

  • подолгу находиться в автобусе с работающим двигателем;
  • ездить на неисправном ТС;
  • держать открытой дверь в кабину;
  • перемещать автобус на буксире при наличии пассажиров в салоне;
  • курить и принимать пищу во время езды;
  • разговаривать по телефону, находясь за рулем;
  • передавать управление лицам, не занесенным в путевой лист;
  • управлять автобусом при наличии признаков недомогания или в состоянии опьянения.

Требования в аварийных ситуациях

При возникновении ДТП водитель обязан оставаться на месте аварии, вызвать медиков, сотрудников спасательной службы, ГИБДД, сообщить руководству о происшествии, записать данные свидетелей.

Если произошло возгорание – воспользоваться огнетушителем, вывести пассажиров в безопасное место, вызвать пожарных.

Буксировать машину к месту ремонта можно только с разрешения сотрудников ГИБДД.

По окончании работы

Здесь описываются действия водителя после возвращения из поездки, технические мероприятия и необходимые меры санитарной гигиены. Водитель обязан:

  • доставить машину на место стоянки, зафиксировать тормоз, навести порядок в салоне, убрать наружную грязь;
  • осмотреть автобус вместе с механиком, составить перечень неполадок и заявку на ремонт;
  • сдать путевой лист контролеру ТС или диспетчеру.

Строгое соблюдение правил и требований инструкции по охране труда позволяет обезопасить перевозку людей, создать условия для сохранения здоровья водителя.

К работе допускаются только квалифицированные перевозчики, прошедшие необходимую стажировку, а также подробный инструктаж по ТБ, правилам БДД и ОТ.

Шофер, выезжающий в рейс, обязательно проходит медосвидетельствование. Техническое состояние автобуса, выпускаемого на линию, находится под строгим контролем. В инструкции предусматриваются повседневные меры охраны труда, а также действия водителя в особых ситуациях.