Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Положение об оплате труда водителей: единые разряды и простой

Водители работают в условиях постоянного напряжения. Причина тому – наличие ответственности за груз и перевозимых пассажиров. Поэтому для шоферов на предприятии устанавливаются режимы труда и отдыха. Особенности графика работы водителей влияют на порядок учета и оплаты выполненных задач.

В статье рассмотрим, из чего состоит зарплата шофера, как осуществляется оплата труда водителей по новым правилам.

Понятие

Оплата труда водителей – это деньги, которые работодатель регулярно платит наемным шоферам за выполнение служебных обязанностей.

Список работ, за которые водитель получает оплату, прописывается в трудовом и коллективном договорах, других документах предприятия.

Размеры денежных выплат закрепляются в положении об оплате труда водителей, которое разрабатывается бухгалтерией предприятия и вводится в действие приказом руководства.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса России, информация о заработной плате сотрудника должна быть включена в трудовой договор.

В ст. 129 ТК РФ указывается, что оплата труда является одним из основных условий трудовых взаимоотношений между сотрудником и работодателем.

Регламентация

Режимы работы и отдыха водителей в РФ регулируются такими нормативным актами:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом № 197-ФЗ от 21.12.2001 г.
  2. Приказ Минтранса РФ № 424 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» от 16.10.2020 г.
  3. Приказ Минтруда России № 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении спецоценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

Порядок начисления зарплаты водителям регламентируется:

  • трудовым договором, заключаемым между работодателем и шофером;
  • коллективным договором на предприятии;
  • положением об оплате труда водителей на предприятии.

От каких факторов зависит

Согласно ст. 129 ТК РФ, на итоговую сумму оплаты труда влияют:

  • класс и категория водителя;
  • условия работы, вредность труда;
  • наличие переработок, перевыполнение плановых показателей;
  • график рабочих смен.

Из каких частей состоит

В оплату работы водителя входит:

  • оклад – заработная плата работника согласно тарифной ставке;
  • переменная часть, которая может зависеть от дальности маршрута, количества мест доставки;
  • доплата за сложность работы и выполнение смежных функций.

Оклад

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, оклад – фиксированная часть месячной зарплаты по тарифной ставке, которая утверждается в положении об оплате труда на предприятии. Это минимальный объем денежных средств, на который работник может претендовать, выполняя поставленные руководством задачи.

Обычно оклад составляет от 30 до 50 % общего дохода водителя за месяц. Размер оклада прописывается в трудовом договоре между работодателем и работником, так как новый сотрудник должен понимать, какая зарплата его ожидает после приема в компанию.

К окладу могут добавляться другие выплаты, предусмотренные законодательством или по желанию работодателя.

На размер оклада влияет несколько факторов:

  • уровень образования работника;
  • стаж работы на аналогичных должностях;
  • разряд, уровень квалификации.

Квалифицированный водитель может выполнить больший объем работ или специфические задачи, с которыми не справятся рядовые шоферы.

Труд внештатных водителей оплачивается согласно договорам о выполнении работ, а размер их заработной платы зависит от норм выработки за месяц.

Переменная часть, которая может зависеть от дальности маршрута, количества мест доставки

Переменная часть оплаты труда водителя зависит от таких норм выработки:

  • пройденного расстояния;
  • объема перевезенного груза;
  • количества перевезенных пассажиров;
  • количества посещенных точек при доставке товара;
  • числа выполненных заказов и пр.

Переменная часть зарплаты выполняет мотивационную роль, чтобы стимулировать шофера работать активно. Таким образом, порядок начисления оплаты за выработку должен быть прозрачен и понятен водителю. Сотрудник должен понимать, что, например, за каждую посещенную торговую точку ему добавляется к зарплате определенная сумма.

Доплата за сложность работы и выполнение смежных функций

В этот вид оплаты входит:

  • компенсационная выплата за режим работы водителей;
  • компенсация за работу в местности с неблагоприятным климатом;
  • зарплата при совмещении двух должностей (например, водитель, выполняющий задачи экспедитора при доставке товара);
  • доплата за переработки и пр.

Доплата за сложность работы и выполнение смежных функций не связана с компенсациями за работы по ст. 164 ТК РФ, куда входят:

  • командировки;
  • перевод сотрудника на другое место работы, в другой город, что сопровождается сменой места жительства;
  • простой не по вине водителя;
  • задержки, связанные с выдачей трудовой книжки при увольнении.

Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ, на доплаты к окладу претендуют водители, работающие в опасных или вредных условиях. Список таких условий утвержден Приказом Минсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2011 г.

Территориями с неблагоприятным климатом считаются:

  • Крайний Север;
  • территории, приравненные к зонам Крайнего Севера (например, Кежемский и Мотыгинский районы Красноярского края);
  • территории с особыми климатическими условиями (например, Южные районы Иркутской области и Красноярского края).

Коэффициент доплаты рассчитывается согласно федеральным и региональным нормативным актам, требованиям Трудового кодекса России.

Что входит в рабочее время

В рабочее время водителя входит:

  • время управления рабочим автомобильным транспортом;
  • специальные перерывы по 45 минут, которые нужно устраивать после каждых 4 часов управления ТС;
  • перерывы на обед;
  • время, не связанное с управлением автомобиля.

К последнему пункту списка относятся такие виды деятельности водителя:

  • подготовка транспорта к выезду на маршрут и стоянке после возвращения;
  • техосмотры до рейса и после него;
  • работы в транзитных пунктах при длительных поездках;
  • медосмотр перед сменой и после нее;
  • ожидание погрузки или разгрузки, посадки или высадки пассажиров;
  • простой в работе не по вине водителя;
  • заправка, техобслуживание машины;
  • ремонт автомобиля в дороге, если для этого не нужно буксировать транспорт на СТО;
  • другие виды работ или перерывов, которые могут быть предусмотрены в трудовом или коллективном договоре, приказах на предприятии.

 

Обратите внимание! Специальный перерыв может делиться на части. Таким образом, водитель делает кратковременные остановки сначала на 15, затем на 30 минут каждые 2 часа. То есть график движения и остановок будет выглядеть так:

2 часа езды – 15 минут отдыха – 2 часа езды – 30 минут отдыха – 2 часа езды – 15 минут отдыха (далее схема повторяется).

 

Если автомобилем управляет экипаж водителей, в рабочий период не включается время, которое один из них проводит в ожидании своей смены, пока за рулем находится напарник. Это время не учитывается при начислении заработной платы шофера, но может оплачиваться дополнительным вознаграждением от руководства организации.

Оплачиваемый отдых

Оплачиваемым видом отдыха водителя является основной и дополнительный отпуск.

Размер отпускных определяется и оплачивается шоферу таким образом:

  1. На основании среднемесячной зарплаты водителя рассчитывается средняя оплата труда за один рабочий день.
  2. Полученный размер зарплаты умножается на количество дней отпуска.
  3. Рассчитанная сумма – отпускные, которые выплачиваются шоферу.
На заметку. На размер отпускных не влияют премии и денежные поощрения от руководства.

Виды ставок

Тарифная ставка – часть заработной платы водителя, которая платится за выполнение определенных работ в течение месяца. В ставке не учитываются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Для водителей могут устанавливаться разные тарифные ставки в зависимости от категории, графика работы.

Виды ставок:

  • повременная (почасовая);
  • сдельная за километраж;
  • сдельная за пассажирооборот;
  • сдельная за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры.

Повременная

Оплата труда водителя автомобиля по времени устанавливается для сотрудников, которые совершают короткие поездки либо работают на спецтехнике. При повременной ставке учитывается фактическая выработка по каждому сотруднику.

Повременная ставка подходит для водителей:

  • специальной техники (например, автокранов, автовышек, дорожной техники);
  • легкового пассажирского транспорта, микроавтобусов, автобусов, если шофер работает не по установленному графику, а выполняет систематические поездки, сменяющиеся длительными перерывами ожидания (например, шоферы на вахтовых машинах, автобусах для перевозки работников коммунальных служб);
  • грузовых автомобилей при транспортировке грузов на небольшие расстояния от предприятия (до 50 км).

Повременная тарифная ставка водителей применяется, если:

  • сдельная оплата работы невыгодна для сотрудника и не учитывает фактические трудозатраты;
  • невозможно оценить выработку другим способом, кроме учета длительности смен.

Оплата труда водителей автомобиля на спецтехнике при повременной тарифной сетке рассчитывается в зависимости от системы учета:

К повременной относится, например, оплата труда водителей мусоровозов.

Размеры тарифных ставок и коэффициентов для шоферов разрабатываются финансовым отделом или бухгалтерией.

Сдельная за километраж

Сдельная ставка за пройденный путь может устанавливаться для водителей легкового транспорта, микроавтобусов и автобусов, которые совершают поездки между городами или ездят в международные рейсы.

Зарплата водителя по сдельному тарифу за километр рассчитывается так: пройденное расстояние умножается на стоимость 1 км пути. Например, если на предприятии установлено, что за один километр маршрута шофер автобуса получает 2 рубля, то за 1000 км ему будет начислено 2000 рублей.

Сдельная за пассажирооборот

Сдельная ставка за пассажирооборот устанавливается для водителей городских, пригородных и междугородных автобусов. Зарплата шофера на такой ставке зависит от количества пассажиров, которых он перевез. В качестве отчетного периода может выступать день, неделя или месяц.

Например, в маршрутном автобусе учет пассажиров ведется по проданным билетам. Водитель получает фиксированную плату с каждого проданного билета. Соответственно, чем большее количество людей шофер перевезет на транспорте, тем большую оплату он получит.

Сдельная за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры

Оплата труда водителей грузовых автомобилей за тонно-километры устанавливается для сотрудников, работающих на автомобильном транспорте для перевозки крупногабаритных грузов.

Тонно-километр (ткм) – единица измерения количества перевезенного груза на определенное расстояние.

Водитель получает оплату за объем перевезенных грузов по фиксированной цене за тонну.

Например, с территории производственной компании перевозится 12 т сырья на другое предприятие по цене 500 руб./ткм. Водитель может перевезти его за один либо несколько выездов. Оплата в размере 6000 рублей (12 т * 500 руб./ткм) будет ему выдана, когда груз окажется на территории другого предприятия, независимо от количества поездок.

Когда применяется повременная, а когда сдельная

Сравнение сдельной и повременной форм оплаты труда приведено в таблице.

Заинтересованное лицо Сдельная оплата труда Повременная оплата труда
Работодатель Плюсы:

  • водитель мотивирован работать больше;
  • производительность труда выше за счет финансовой мотивации;
  • итоговая прибыль предприятия, где работает мотивированный сотрудник, увеличивается;
  • самоорганизованность работника.

Минусы:

  • возможны нарушения требований безопасности со стороны шофера в погоне за большим заработком;
  • сложность определения норм выработки;
  • вероятна утечка кадров, так как водитель на сдельной оплате труда заинтересован не в постоянной работе, а в высоком заработке и всегда находится в поиске более высокооплачиваемого труда.
Плюсы:

  • снижение издержек для контроля работы водителя;
  • у работника выше чувство ответственности за выполняемую работу;
  • текучесть кадров ниже, так как шофер на повременной оплате заинтересован в стабильном рабочем месте.

Минусы:

  • водителю оплачивается фактическое местонахождение на рабочем месте, из-за чего возможна низкая производительность;
  • необходимость в контроле сотрудника для обеспечения нормальной производительности труда;
  • результаты работы за отчетный период не зависят от размера зарплаты.
Водитель Плюсы:

  • увеличение дохода за счет выполнения большего объема работ;
  • лояльность со стороны руководства за высокие нормы выработки, возможность получения дополнительных премий;
  • итоговый заработок за месяц выше, чем при повременном тарифе оплаты труда.

Минусы:

  • вероятность снижения коэффициента оплаты труда при постоянной высокой выработке;
  • заработок непостоянный и зависит от потребностей предприятия в перевозках;
  • разрывный график работы не позволяет планировать личное время шофера.
Плюсы:

  • стабильная зарплата;
  • возможность получения оплаты труда с минимальными трудозатратами.

Минусы:

  • размер заработной платы ниже, чем у сдельщиков;
  • оплата не зависит от результатов труда и получение прибавки зависит только от решения работодателя.

Сдельная форма оплаты труда водителей чаще применяется на предприятиях, где важно качество выполняемых перевозок грузов и пассажиров. Например, это сфера торговли, предоставления услуг.

Применение почасовой ставки удобно при тех видах работ, где перевозки грузов или пассажиров не являются конечным «продуктом» предприятия. Например, обработка на сельскохозяйственной технике полей, транспортировка работников завода между производственными помещениями и проходной.

Премирование

Премия – прибавка к зарплате сотрудника за хорошую работу, начисляемая по инициативе руководства.

Система премирования на предприятии позволяет мотивировать работников трудиться производительно, выполнять задачи качественно. Премии, несмотря на финансовые затраты, положительно сказываются на финансовой и экономической деятельности предприятия.

Показатели для начисления премий и их размеры включаются в пункты положения об оплате труда водителей, утверждаемого на предприятии.

Премия водителя зависит от таких показателей:

  • выполнение задач в путевых листах за установленные сроки;
  • отсутствие жалоб от отправителя и получателя грузов, перевозимых пассажиров;
  • превышение установленного плана работ на месяц;
  • управление рабочим транспортом без нарушений (например, без скручивания пробега);
  • качественное обслуживание автомобиля, поддержание в чистоте и исправном состоянии;
  • экономная манера езды, что способствует бережному расходу горючего и смазочных материалов;
  • совмещение нескольких должностей (водитель-экспедитор, водитель-оператор манипулятора).

Премия может иметь два вида:

  • фиксированная сумма, прибавляемая к зарплате;
  • сумма, рассчитанная по коэффициенту, на который умножается тарифная ставка водителя.

Рассмотрим примеры:

  1. Премия шофера имеет фиксированный размер в 10 000 рублей. Ежемесячная ставка первого водителя – 40 000 рублей, второго – 30 000 рублей. Если сотрудники соблюдают условия, при которых начисляются премиальные, за месяц они получают зарплаты в 50 000 и 40 000 рублей соответственно.
  2. Премия шофера начисляется по коэффициенту 1,4. При условиях, описанных в п. 1, первый водитель получит зарплату за месяц в размере 56 000 рублей, второй – 42 000 рублей.

Руководитель предприятия по своему желанию может начислять дополнительные премиальные своим работникам.

Оплата за категории, классность

Категория водителя определяется по виду транспортного средства, которым он управляет. Категории присваиваются шоферам предприятия, чтобы разделить их на группы. Каждой группе водителей устанавливается своя тарифная ставка оплаты труда.

Категории, присваиваемые водителям, приведены в таблице:

Обозначение категории Виды транспорта
B
  • Легковые авто вместимостью до 5 пассажиров;
  • грузовики с разрешенной максимальной массой (РММ) до 3,5 т;
  • мини-экскаваторы, легкие тракторы на колесном или гусеничном ходу.
C1 Грузовые автомобили с РММ 3,5–7,5 т
С
  • Грузовые автомобили с РММ от 7,5 т;
  • колесные трактора.
D1 Малый пассажирский транспорт, микроавтобусы (8–16 пассажирских мест)
D
  • Автобусы вместимостью более 18 пассажиров;
  • тяжелая спецтехника на колесном ходу.
Е
  • Тягачи с прицепом или полуприцепом;
  • гусеничная спецтехника.
Для справки. РММ – разрешенная максимальная масса транспортного средства, которая равна сумме собственного веса автомобиля и его предельной грузоподъемности.

Классность водителей определяет комиссия, которая собирается для проведения аттестации сотрудников. Данные о классе водителя вносятся в его трудовую книжку.

Существует три класса водителя:

  • III класс – шофер без стажа работы, начинающий свою деятельность;
  • II класс – сотрудник, у которого в водительском удостоверении открыты категории B, C, E и/или D, а стаж вождения – не менее трех лет;
  • I класс – водитель с открытыми категориями B, C, D, E, стажем работы в качестве шофера второго класса не менее двух лет.

Доплата за класс может быть установлена руководством только в виде увеличивающего коэффициента. Фиксированная надбавка за классность в денежном эквиваленте не применяется.

Обычно водители второго класса получают добавку к оплате труда в размере 10 % тарифной ставки (коэффициент 1,1), водители первого класса – 25 % тарифной ставки (коэффициент 1,25).

Изменения в законодательстве

С 1 января 2021 года вступили в силу требования Приказа Минтранса РФ № 424 «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» от 16.10.2020 г. Документ отменяет действие Приказа Минтранса № 15 от 20.08.2004 г.

Согласно новому нормативному акту, в условия работы, режимы труда и отдыха некоторых категорий водителей вводятся новые правила:

1. Водитель может работать не более 40 часов в неделю при нормированном графике и не более 168 часов в месяц при ненормированном графике, когда ведется суммированный учет выработки за месяц.

2. Рабочая смена при ненормированном графике должна длиться не больше 10 часов. Смена может быть увеличена на два часа, если водителю требуется дополнительное время, чтобы доехать до места стоянки или конечного пункта маршрута.

3. Длительность смен может быть увеличена работодателем до 12 часов водителям, которые работают:

  • на скорой помощи или в других медучреждениях;
  • в службах связи;
  • на коммунальных предприятиях.

4. Смену шофера можно разделить на части с его согласия. Первый длительный перерыв организуется не позднее чем через пять часов после начала работы. Длительность перерывов за день должна составлять:

  • до 3 часов у водителей, которые перевозят пассажиров на городских и пригородных маршрутах;
  • не больше 5 часов у остальных шоферов.

5. Перерывы между частями рабочей смены проводят в местах, где водитель может оставить транспорт и заняться своими делами. Заниматься ремонтом автомобиля в это время запрещено.

6. Водителям легкового транспорта и техники, занятой в геологических экспедициях и работах в полевых условиях, может быть установлен ненормированный рабочий день длительностью более 12 часов.

Требования Приказа Минтранса № 424 не распространяются на водителей, которые:

  • работают в органах местной власти, бюджетных учреждениях на легковом транспорте;
  • совершают международные рейсы;
  • не покидают на служебном автомобиле границы предприятия;
  • управляют транспортными средствами охранных служб;
  • водят пожарную, аварийно-спасательную технику;
  • ездят за рулем автомобилей оперативно-розыскных служб;
  • управляют военной техникой при прохождении воинской службы.

Мотивация

Система мотивации водителей на предприятии включает материальные и нематериальные типы поощрений.

К материальным видам мотивирования сотрудников относятся:

  • премии за качественно выполняемую работу;
  • групповые премии за выполнение плана компании за определенный период;
  • надбавки за стаж, езду без штрафов и аварий;
  • дополнительные надбавки к тарифной ставке за эффективность работы водителя.

К нематериальной мотивации относятся:

  • проведение праздничных мероприятий с награждением лучших водителей за месяц, квартал, год;
  • проведение корпоративных мероприятий по поводу государственных праздников с приглашением лучших шоферов в качестве гостей;
  • поощрение грамотами, значками, вымпелами «Лучший водитель»;
  • проведение конкурсов, соревнований между водителями предприятия для формирования дружного коллектива и пр.

Положение об оплате труда

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ, положение об оплате труда – это документ, в который включаются системы оплаты труда, все виды надбавок, премий, компенсационных выплат для всех сотрудников предприятия.

Необходимость

Положение об оплате труда составляется, чтобы закрепить все виды выплат и условия их начисления работникам компании.

Положение может быть оформлено как отдельный документ либо как часть коллективного договора, утверждаемого на предприятии.

Условия труда, размер оплаты, виды доплат и премий дублируются в трудовом договоре между работодателем и новым сотрудником со ссылкой на положение.

Составление

Лица, ответственные за разработку положения об оплате труда, назначаются приказом руководства компании. Эту задачу может выполнить юрист, бухгалтер, специалист кадрового или финансового отдела предприятия. Заниматься разработкой документа может как отдельный сотрудник, так и рабочая группа специалистов.

При составлении текста положения специалисты должны опираться на требования Трудового кодекса России и нормативные акты предприятия.

Документ может быть составлен для всего трудового коллектива или для отдельной его категории. Например, положение об оплате труда водителей автобусов.

Структура

В 2022 году типовая форма положения в законодательстве не утверждена, поэтому структура документа, размеры выплат разрабатываются на основании требований руководства.

Структура положения оплаты труда обычно включает разделы:

  1. Общие положения.
  2. Условия и порядок оплаты труда.
  3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий.
  4. Дополнительные моменты по оплате труда (с учетом специфики работы предприятия).
  5. Заключительные положения.

Общие положения

В разделе указывается такая информация:

  • цели и порядок применения документа;
  • нормативные акты, на основе которых составлен текст положения;
  • применяемые формы оплаты труда;
  • лица, ответственные за расчет зарплаты на предприятии.

Например, положение об оплате труда водителей легковых автомобилей может содержать перечень легкового транспорта, используемого для выполнения служебных задач.

Условия и порядок оплаты труда

В этом разделе положения описываются:

  • виды систем оплаты труда по каждой должности;
  • условия выдачи заработной платы;
  • размеры тарифных ставок согласно классу и категории водителей;
  • порядок начисления повышающих коэффициентов, надбавок за режим работы, класс шофера, условия труда;
  • порядок, сроки начисления заработной платы.

Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий

Порядок начисления премий включается в положение об оплате труда водителей, если на предприятии еще не утвержден отдельный документ о правилах начисления премиальных.

Раздел включает информацию о:

  • видах премий, начисляемых на предприятии;
  • качественных и количественных показателях труда, на основании которых положены премиальные выплаты;
  • размерах поощрений;
  • категориях работников, которые могут быть премированы;
  • сроках, в течение которых начисляются премии.

Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия

В данный раздел может включаться такая информация:

  • районные коэффициенты, их размер и порядок начисления;
  • компенсационные выплаты за работу в сложных, вредных, опасных условиях;
  • порядок начисления дополнительных дней оплачиваемого отпуска за работу в неблагоприятных условиях;
  • компенсационные доплаты за сверхурочные работы, совмещение должностей, поездки в ночное время и пр.

Например, положение об оплате труда водителей грузовых автомобилей при работе в условиях Крайнего Севера будет содержать коэффициенты и надбавки за работу при сверхнизких температурах.

Заключительные положения

В заключительном разделе обычно указывается:

  • порядок проведения индексации зарплаты сотрудников предприятия;
  • ответственность работодателя за задержки заработной платы;
  • права работника при задержке оплаты труда.

Размер заработной платы водителя должен быть прописан в трудовом договоре и указан в положении об оплате труда.

Положение регулирует финансовые вопросы, которые могут возникнуть между шофером и работодателем. В документ вносится подробная информация обо всех выплатах, надбавках, премиях и компенсациях, которые положены сотруднику за качественно выполненную работу.

Документ имеет юридическую силу, действует бессрочно, может использоваться при судебных разбирательствах между руководителем и подчиненным.