Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Отпуск водителя: кому положен дополнительный и сколько он дней

Соблюдение режима труда и отдыха водителей – один из способов защитить их здоровье и повысить безопасность дорожного движения.

Какие бывают виды отдыха у шоферов, какое количество дней составляет их ежегодный отпуск – об этом в статье.

Нормирование

Норма режима труда/отдыха водителей установлена законодательными актами:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом № 197-ФЗ от 30.12.2001.
  2. Приказ Минтранса РФ № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» от 16.10.2020 г.

Кроме того, работа и отдых шоферов регламентируется:

  • трудовым договором (между работодателем и шофером);
  • коллективным договором, который заключается на предприятии.

Последние изменения в российском законодательстве, касающиеся режима труда/отдыха водителей, произошли в 2021 году:

  • перерыв в работе для приема пищи должен длиться от 30 минут до 2 часов;
  • рекомендуется делать перерыв на обед в середине рабочей смены;
  • если рабочая смена шофера длится больше 8 часов, ему предоставляется 2 перерыва на обед с общей продолжительностью до 2 часов;
  • обеденные перерывы во время смен длительностью более 8 часов не могут быть короче 30 минут;
  • порядок проведения обеденного перерыва и его продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации;
  • продолжительность отдыха между сменами – не менее 11 часов;
  • междусменный перерыв может быть сокращен до 9 часов, но не чаще, чем три раза за рабочую неделю;
  • если для выполнения рабочих задач требуется разделение на части рабочей смены и, соответственно, междусменного отдыха, то первая часть перерыва не может быть короче трех часов, а последняя – короче девяти часов непрерывного отдыха;
  • если на рабочем авто ездит экипаж водителей, их междусменный отдых не может дробиться и должен длиться не меньше 9 часов для каждого шофера;
  • начиная с 2021 года ежедневный отдых между сменами можно заменить выходными, которые в сумме не могут быть короче 45 часов;
  • выходные дни предоставляются не реже чем через 6 рабочих смен после предыдущих выходных;
  • для выполнения срочных рабочих задач еженедельный отдых шофера можно сократить до 24 часов, но это допускается не чаще одного раза в две недели;
  • если выходные были сокращены с двух до одного дня, к следующим выходным ему должен быть добавлен дополнительный день отдыха;
  • дополнительный выходной добавляется к другим выходным и суммарный еженедельный отдых составляет не менее чем 69 часов.

Что входит в рабочее время

Во время рабочей смены шофер обязан заниматься выполнением обязанностей согласно трудовому договору, правилам внутреннего трудового распорядка компании. Работы выполняются с соблюдением графика смен.

В рабочее время водителя входит:

  • период управления рабочим автотранспортом;
  • время, которое не связано с вождением автомобиля, но затрачивается на заправку, техобслуживание, медосмотр, техосмотр до рейса и после него, стоянку при погрузочных и разгрузочных работах, простой не по вине шофера;
  • специальные перерывы на отдых во время длительного нахождения за рулем, составляющие не менее 45 минут, которые нужно устраивать после каждых 4 часов управления ТС;
  • перерывы на обед.

 

Обратите внимание! Специальный перерыв может делиться на части. Таким образом, водитель может делать кратковременные остановки сначала на 15, затем на 30 минут каждые 2 часа. То есть график движения и остановок будет выглядеть так:

2 часа езды – 15 минут перерыв – 2 часа езды – 30 минут перерыв – 2 часа езды – 15 минут перерыв (далее повторяется по кругу).

 

Если автомобилем управляет экипаж водителей, в рабочий период не включается время, которое один из шоферов проводит в ожидании своей смены, пока за рулем находится напарник. Это время не включается в заработную плату шофера, но может оплачиваться дополнительным вознаграждением от руководства.

Что входит в отдых

Отдых – личное время, которым человек распоряжается по своему усмотрению.

Отдыхом считается:

  • обеденный перерыв;
  • ежедневный отдых, называемый междусменным;
  • специальный перерыв (между частями смены);
  • выходные дни, называемые еженедельным отдыхом;
  • основные и дополнительные отпуска.

Перерывы для отдыха и питания

Этот период длится от получаса до 2 часов. Он отводится прием пищи и послеобеденный отдых.

Если смена работника длится больше 8 часов, ему предоставляется два перерыва на обед, суммарная продолжительность которых не должна превышать 2 часа. При этом каждый из двух обеденных перерывов не может быть короче 30 минут.

Продолжительность обеденных перерывов и их количество устанавливается работодателем в трудовом договоре.

Ежедневный (междусменный) отдых

Междусменным отдыхом называется непрерывный период продолжительностью не менее 11 часов между рабочими сменами. То есть это время, которое сотрудник компании затрачивает на сон и личные дела.

Оптимальная продолжительность междусменного отдыха – 15 часов, если рабочая смена длилась 8 часов и еще 1 час был потрачен на обед. Если обеденный перерыв занял 2 часа, на отдых отводится не менее 14 часов перед новой рабочей сменой.

Продолжительность ежедневного отдыха может быть сокращена до 9 часов для выполнения неотложных рабочих задач. Сокращение возможно не чаще трех раз в неделю. Время, на которое был урезан ежедневный отдых водителя, должно быть ему компенсировано. Для этого предоставляется дополнительный выходной день или увеличивается продолжительность междусменного отдыха.

Например, если шофер с понедельника по среду включительно работал больше нормы, для него может быть сокращен рабочий день в четверг или пятницу. Также руководство иногда добавляет водителю один выходной, и он будет отдыхать с пятницы по воскресенье либо с субботы по понедельник.

Ежедневный отдых может быть разделен на несколько частей, если рабочая смена также поделена на части. В таком случае первый непрерывный отдых должен занимать не менее 3 часов, а последний – от 9 часов.

Режим рабочего дня водителя в таком случае:

  • с 7:00 до 11:00 ч – первая часть смены;
  • с 11:00 до 15:00 ч – непрерывный отдых;
  • с 15:00 до 19:00 ч – вторая часть смены;
  • с 19:00 до 7:00 ч следующего дня – непрерывный отдых.

Если автомобилем управляет экипаж водителей, каждый из них должен отдохнуть не менее 9 часов непрерывно.

Перерыв между частями смены

Рабочая смена может делиться на части, если выполнить работу по перевозкам грузов и людей требуется в определенные периоды дня. Деление происходит только по согласованию с шофером.

Разрывать смену можно не позднее чем через 5 часов после начала рабочего дня. Суммарная длительность междусменных перерывов не может быть больше:

  • трех часов для водителей автобусов, трамваев, троллейбусов, занятых на регулярных и городских пассажироперевозках;
  • пяти часов для остальных шоферов (например, водителей-экспедиторов).

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

Выходной день – период непрерывного отдыха, который должен длиться 45 часов и более.

Выходные водителя по его согласию могут быть сокращены раз в две недели до 24 часов. То есть ему предоставляется один день отдыха вместо двух. Это делается при необходимости выполнения неотложных рабочих задач. На протяжении следующих трех недель водителю должен быть предоставлен один дополнительный день отдыха.

Например, если шофер работал с понедельника по субботу включительно, руководство может добавить ему один выходной на предстоящей неделе и отдохнуть у работника получится с пятницы по воскресенье либо с субботы по понедельник.

Выходные дни водительских экипажей могут сокращаться каждую неделю. При этом часы, на которые сокращаются выходные дни, должны быть предоставлены работникам для отдыха на протяжении последующих трех недель в виде плавающих выходных. То есть экипажу шоферов предоставляется один выходной день по графику и один «плавающий» день отдыха среди рабочей недели.

Шофер может быть отправлен в рейс в праздничный день по его согласию, если:

  • компания работает по непрерывному циклу, приостановка которого на выходные дни невозможна;
  • организация оказывает услуги по пассажироперевозкам населения на городских и междугородных маршрутах;
  • есть необходимость проведения ремонта транспорта, погрузки либо разгрузки продукции, других срочных работ.

Перечень случаев, при которых допускается привлекать водителей к работам во время выходных или праздников, приводится в ст. 113 Трудового кодекса РФ.

Ежегодный отпуск

Это непрерывный длительный отдых, который для водителей, как и для других специалистов, составляет 28 календарных дней.

Дополнительный оплачиваемый отпуск – дни, которые могут добавляться к основному отпуску при ненормированных условиях труда. Продолжительность допотпуска устанавливается в коллективном договоре, но не может быть менее 3 календарных дней.

Еще один вид дополнительного отпуска длительностью 7 дней предусмотрен за работу сотрудников организаций в опасных или вредных условиях.

Таким образом, суммарная продолжительность ежегодного отпуска может достигать 38 дней.

Учет

Часы, которые водители отрабатывают в течение смен, заносятся в табель учета рабочего времени по дням. Данные по отработанным часам формируют на основании сведений путевых листов, где отмечается дата и время выезда автомобиля на линию и его возвращения.

В тех случаях, когда режим труда не нормирован, учет отработанных часов может вестись помесячно. Этот показатель вносится в табель учета рабочего времени, и на основании выработки формируется заработная плата.

Возможность отзыва

Если есть производственная необходимость, водитель может быть отозван из отпуска для выполнения рабочих задач. Это возможно только при согласии шофера на основании ст. 12 Трудового кодекса РФ.

Иногда так ограничивается отпуск водителя-экспедитора, который выполняет работу двух специалистов.

Принудительный вызов шофера на работу без его согласия запрещен.

Если водитель выходит на работу раньше срока окончания отпуска, неиспользованные дни отдыха компенсируются ему:

  • дополнительным отпуском в текущем году;
  • добавлением дней к отпуску в следующем году.
Справка. Из ежегодного отпуска не могут быть вызваны водители, занятые перевозками вредных или опасных грузов.

Ответственность

За нарушение режима труда/отдыха предусматривается ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 11.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафов.

Распространенные виды правонарушений, связанные с несоблюдением режима труда/отдыха:

  • превышение допустимого времени нахождения за рулем автотранспорта;
  • переработки, не связанные с вождением транспорта;
  • направление в длительные рейсы водителей без сменщиков;
  • выезд автомобилиста на линию без графика, утвержденного руководством.

Проверяют соблюдение режимов труда и отдыха представители Ространснадзора совместно с инспекторами ГИБДД.

Согласно ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ, за нарушение режима труда/отдыха предусмотрены такие штрафы:

  • водитель – 3000–5000 рублей;
  • должностное лицо, допустившее выезд на линию шофера при нарушении режима труда и отдыха – 7000–10000 рублей;
  • частный предприниматель, нарушивший режим труда/отдыха водителя – 15 000–25 000 рублей;
  • юридическое лицо, руководитель компании, по чьей вине произошло нарушение – 20 000–50 000 рублей.

Предоставление дополнительных отпусков

Дополнительный отпуск – это дни, добавляемые к ежегодному отпуску. Предоставляются они за особые условия труда.

Регламентация

Предоставление дополнительных отпусков водителям регламентируется такими нормативными актами:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом № 197-ФЗ от 30.12.2001г. (ст. 69, 116, 213 об особенностях труда работников транспорта и порядке предоставления дополнительных отпусков).

2. Приказ Минтранса РФ № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» от 16.10.2020 г.

3. Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 в редакции от 29 мая 1991 года «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».

Условия предоставления дополнительных отпусков водителям указываются в:

  • положении о допотпусках, которое утверждается на предприятии соответствующим приказом руководства;
  • трудовом договоре между работодателем и водителем (в разделе, касающемся предоставления основного и дополнительного отпусков).

Кому предоставляются

В 2022 году в законодательстве РФ нет списка профессий, для которых предусмотрены дополнительные отпуска. Дело в том, что допотпуска назначаются в зависимости не от профессий, а от негативных факторов, влияющих на человека во время работы.

Согласно ст. 69, 116, 213 ТК РФ, дополнительные виды отпусков предоставляются водителям, которые работают:

  • в тяжелых, вредных или опасных условиях;
  • по ненормированному графику;
  • в особых условиях, оказывающих негативное влияние на психологическое и эмоциональное состояние человека;
  • в условиях Крайнего Севера.

Независимо от условий труда дополнительный отпуск предоставляется:

  • водителям, здоровью которых был причинен вред во время выполнения ими рабочих задач;
  • лицам с инвалидностью (если группа предусматривает возможность работать шофером);
  • ликвидаторам Чернобыльской катастрофы.

По инициативе руководства дополнительный отпуск может быть предоставлен любому сотруднику организации, если это не противоречит нормам Трудового кодекса РФ. Для этого директор организации подписывает приказ о назначении дополнительных дней отпуска.

Правила

Правила предоставления дополнительного отпуска водителям:

  1. Такой отпуск добавляется к основному ежегодному, увеличивая его продолжительность.
  2. По желанию шофера дни дополнительного отпуска могут быть предоставлены ему отдельно от основного.
  3. Допотпуск может быть перенесен на следующий год, если он предоставлен не за вредные условия труда.
  4. Дополнительный отпуск можно делить на части.
  5. Для получения добавочных дней к отпуску нужно отработать, по крайней мере, 6 месяцев после трудоустройства на новом месте.
  6. Если шофер не использовал допотпуск, он может получить за него денежную компенсацию при увольнении.
  7. Если дополнительный отпуск пересекается с государственными праздниками, к времени отдыха добавляется продолжительность официальных выходных.

Виды

Водителям предоставляется несколько видов дополнительного отпуска:

  • за вредность условий труда;
  • за ненормированность рабочего дня;
  • за особые условия труда;
  • за работу в условиях Севера;
  • за работу на скорой помощи.

За вредность

Вредность труда – это негативное влияние различных факторов на здоровье шофера в процессе выполнения им служебных задач.

Список таких факторов включает:

  • повышенные физические нагрузки;
  • стрессы, эмоциональное напряжение;
  • нагрузки на органы восприятия;
  • длительное воздействие вибраций и пр.

В зависимости от уровня влияния негативных факторов на здоровье водителя его труд относят к вредному, тяжелому или опасному виду выполняемых работ. Количество дополнительных дней назначается исходя из степени отрицательного влияния – чем выше уровень пагубного воздействия, тем продолжительнее отпуск.

Минимальное количество дней, предусмотренных за работу в неблагоприятных условиях – 7. По желанию руководства компании этот показатель может быть увеличен.

За ненормированность рабочего дня

Ненормированность рабочего дня – это работа не по установленному графику (то есть не с 8:00 до 17:00 часов с перерывом на обед, а в зависимости от поставленных задач).

По ненормированным графикам работают водители:

  • легкового транспорта (такси);
  • школьных автобусов;
  • в составе экспедиций во время выездов в полевых условиях.

Дополнительный отпуск водителю легкового автомобиля предоставляется в количестве 3 дней, если в его трудовом договоре есть соответствующая отметка о ненормированном характере труда.

За особые условия труда

Отпуск за особые условия труда предоставляется водителям с трудовым стажем в отрасли от трех лет. Таким образом может быть назначен, например, дополнительный отпуск водителям школьных автобусов.

Водители на севере

Дополнительный отпуск водителям грузовых автомобилей, погрузчиков, пассажирских автомобилей, работающим в условиях Крайнего Севера, назначается за работу при низких и крайне низких температурах (ниже минус 40 градусов Цельсия).

За работу на Крайнем Севере предоставляется 24 дня дополнительного отдыха, а за выполнение служебных задач в районах, приравненных к северным (например, Ненецкий автономный округ Архангельской обл.) – 16 дней.

Водители скорой помощи

Водителям скорой помощи полагаются дополнительные дни отдыха, так как их профессия входит в список профессий с вредными условиями труда.

Дополнительный отпуск водителям скорой медицинской помощи предоставляется с таким количеством дней:

  • рядовой водитель – 6;
  • шофер, выполняющий роль медицинского санитара – 12;
  • водитель психиатрической скорой – 30.

За непрерывный стаж работы на скорой более трех лет к указанным периодам добавляется еще 3 дня.

Особенности учета

Предоставленные водителям дополнительные отпуска учитываются по дням. Размер оплаты за добавочные дни отпуска формируется согласно среднему заработку шофера за последний год. То есть высчитывается суммарный годовой заработок сотрудника, на основании которого определяется средний размер дневной оплаты труда. Это значение умножается на количество дней отдыха для получения суммы отпускных.

Финансовые затраты по оплате дополнительного отпуска сотрудников компании снижают прибыль организации, соответственно, и размер налога на прибыль (см. письма Минфина России от 12.10.2021 № 03-03-06/2/82420, от 09.09.2021 № 03-03-06/1/73062, от 06.09.2021 № 03-03-06/1/71954).

Дополнительный отпуск и основной: как разделить

Такой отпуск можно объединить с основным или использовать отдельно. Шофер может делить основной и дополнительный отпуск по своему усмотрению. Единственное требование, которое предъявляется статьей 125 Трудового кодекса РФ – раз в год работник должен провести не менее 14 дней в непрерывном отпуске.

То есть если работнику полагается суммарно 35 дней отдыха, он может разделить их так, чтобы одна из частей отпуска была не короче 14 дней, а остаток распределить в свободном порядке. Например, 15 + 8 + 7 + 5 дней.

Водитель может попросить предоставить положенный ему дополнительный отпуск авансом (ст. 121 Трудового кодекса РФ, Пись­мо Роструда от 18.03.2008 г. № 657-6-0).

Заявление на дополнительный отпуск

Если график дополнительных отпусков утвержден руководством организации, водителю не нужно писать соответствующее заявление. Документ составляется на имя директора компании, только если сотрудник хочет уйти в отпуск не по графику.

Образец заявления на дополнительный отпуск водителя автобуса:

Можно ли вместо отпуска выплатить деньги

Денежной компенсацией может быть заменена только часть основного отпуска. Работник должен провести в непрерывном отпуске не менее 14 дней, а за остальные дни может попросить денежную выплату в заявлении на имя директора.

Согласно ст. 126 ТК России, денежную компенсацию за дополнительный отпуск может получить водитель только в том случае, если ему предоставляется более 7 добавочных дней отдыха. Дело в том, что допотпуск предполагает восстановление здоровья шофера после воздействия вредных условий труда.

То есть шофер, работающий в неблагоприятных условиях, должен отдохнуть на протяжении, как минимум, 14 дней основного и 7 дней дополнительного отпуска. За оставшиеся дни можно получить компенсационную выплату.

Продолжительность отпуска водителя школьного автобуса, учитывая основной и дополнительный отпуска, может составлять 28 дней и больше. Количество дней зависит от условий труда шофера.

Например, в северных регионах страны водителю школьного автобуса будет предоставлен дополнительный отпуск (от 16 до 24 дней). В более теплых регионах России к основному отпуску может быть добавлено только 3 дня за ненормированность труда шофера и еще 3 дня за особые условия, если человек работает в организации более трех лет.