Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Отдых водителя по тахографу: правила пользования при стоянках и перерывах

Профессия водителя является ответственной, поэтому соблюдение режима труда и отдыха очень важно. Рассмотрим, какие нормы действуют в 2022 году, какими законодательными актами они регламентируются, а также чем грозит их нарушение.

Особенности рабочих графиков водителей

Работа водителей всех видов транспортных средств должна осуществляться в строгом соответствии с графиками, разработанными на законодательном уровне.

На основании Федерального закона «О безопасности дорожного движения», приказа Министерства транспорта № 424, а также нескольких статей Трудового кодекса Российской Федерации были разработаны «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».

В новой редакции документ действует с 1 сентября 2022 года. Затронутые в нем нормы распространяются как на шоферов, работающих по найму, так и на водителей, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Виды

Утвержденного образца графика работы водителей, также известного как график сменности, не существует. Они могут составляться в специальных компьютерных программах для управления транспортом, в таблицах Excel или вручную на основании двух видов форм:

  • Т-12;
  • Т-13.

Графики составляются для каждого автотранспортного предприятия и утверждаются руководителем. После ознакомления водители обязаны поставить свои подписи в документе, изменения вносятся также с их участием. На каждом предприятии используется определенная система учета водительской работы и отдыха одного из двух типов:

  • ежедневная;
  • суммированная.
На заметку. Независимо от типа графика в нем должна быть указана информация о днях работы и отдыха на несколько ближайших недель, периодах начала и завершения смен, а также о перерывах — времени для отдыха и питания в течение одной смены.

Что входит в рабочее время

Рабочее время шофера включает в себя:

  • управление автотранспортным средством;
  • отдых от управления ТС;
  • активности, не связанные с управлением машиной.

Обстоятельства, которые относятся к третьему пункту: подготовительные процедуры перед выездом авто на линию, предсменные и послесменные медицинские осмотры водителей, вынужденные простои, а также ожидание выполнения погрузочных или разгрузочных работ.

Как производится учет рабочего времени

Согласно приказу Министерства транспорта, еженедельная продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов. Его учет может производиться по ежедневной или суммированной схеме, между которыми есть определенные различия:

1. Ежедневный учет применяется, если продолжительность рабочего времени является неизменной и постоянно имеет одинаковую величину. Этот вариант подходит для водителей, которые трудятся в режиме стандартной 40-часовой рабочей недели, а продолжительность одного трудового дня не превышает 8 часов.

2. Суммированный учет устанавливается непосредственно руководителем автотранспортного предприятия, если рабочий день сотрудников длится дольше 8 часов. Также его выбирают в случае необходимости более эффективного использования оборудования. В данном случае должна быть установлена продолжительность учетного периода, нормативное количество рабочих часов и график труда шофера.

Изменения в законодательстве

В январе 2021 года вступил в силу приказ Министерства транспорта России, согласно которому были утверждены следующие нормативы работы водителей автотранспортных средств:

  • общая продолжительность трудового времени — 40 часов в неделю;
  • в случае невозможности соблюдения ежедневной или еженедельной продолжительности используется суммированный учет трудового времени сроком на один месяц; допускается увеличение учетного периода до трех месяцев по согласованию с профсоюзом предприятия;
  • максимальная продолжительность ежедневной трудовой смены при суммированном учете — 10 часов;
  • допустимо увеличение длительности суточной рабочей смены до 12 часов для определенных категорий водителей — в частности, тех, которые занимаются регулярными перевозками в городском и пригородном сообщении либо состоят в штате учреждений здравоохранения, аварийных, почтовых или коммунальных служб;
  • возможность разделения смены на несколько частей с перерывами через каждые три часа для водителей, работающих на маршрутах городского и пригородного сообщения; для всех остальных категорий водителей перерывы должны обеспечиваться не позднее чем через пять часов после начала трудовой смены;
  • максимальный период управления транспортным средством в течение одной календарной недели — 56 часов, а в течение двух недель подряд — 90 часов.

Режим отдыха

В приказе Минтранса установлено и время отдыха водителей, которое не входит в рабочий период и не связано с управлением автомобилем. Данный режим делится на несколько видов в зависимости от своей продолжительности и характера.

Виды

Существует несколько видов отдыха и перерывов в работе водителей — они различаются по длительности и назначению. Время, которое отводится для отдыха водителя, может включать в себя перерывы для расслабления и принятия пищи в течение одной рабочей смены, ежедневный и еженедельный отдых, ежегодный отпуск и другие варианты.

Перерывы для отдыха и питания

Данный вид перерывов устанавливается в соответствии с правилами внутреннего распорядка определенного автотранспортного предприятия. Их длительность — от тридцати минут до двух часов.

На заметку. Если рабочая смена водителя превышает восемь часов, ему предоставляется два стандартных перерыва для питания и отдыха.

Ежедневный (междусменный) отдых

Ежедневное время отдыха водителей предоставляется после каждой трудовой смены. Его общая продолжительность должна равняться двойной продолжительности рабочего времени за предыдущий день.

Справка. По согласованию такой период может быть сокращен до 9 часов, но это допускается не чаще, чем три раза между завершением недельного отдыха и началом следующего.

Общий период отдыха водителей между сменами также может быть разделен на две и более частей, но с определенными условиями — длительность первой его части должна составлять не менее трех часов, а последней — не менее девяти.

Перерыв между частями смены

Для некоторых категорий водителей, включая водителей международных рейсов, водителей автомобилей, принадлежащих аварийным, коммунальным, почтовым и курьерским службам, а также водителей скорой помощи и других медицинских служб, может быть установлена более продолжительная ежедневная трудовая смена — до 12 часов.

В таких ситуациях возможно ее разделение на несколько частей, между которыми должно учитываться время для перерыва. По согласованию с водителями такие перерывы бывают трех- или пятичасовыми.

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

Период выходных дней водителя в течение одной рабочей недели по закону должен составлять не менее 45 часов. Однако в случае необходимости на протяжении двух последовательных трудовых недель допускается его сокращение до 24 часов.

Для справки. Образовавшаяся разница, на которую был сокращен стандартный период, должна использоваться для отдыха водителя на протяжении трех календарных дней в полном объеме. Для этого она может быть прибавлена к очередному недельному или ежедневному отдыху.

Ежегодный отпуск

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для водителя регламентируется в статье 115 Трудового кодекса РФ. Минимальный период составляет 28 дней. Однако, в приказе Минтранса № 15, вступившем в силу в 2004 году, установлены дополнительные ежегодные отпуска для определенных категорий водителей.

Основные факторы, при которых предоставляются дополнительный отдых водителей, включают в себя:

  • перевод на ненормированный трудовой день;
  • выполнение перевозок в опасных, тяжелых или вредных условиях;
  • работа в особых условиях, оказывающих воздействие на психоэмоциональное состояние водителя ТС;
  • осуществление перевозок на территории Крайнего Севера или других регионов с подобными условиями.

Помимо перечисленных особенностей, установленных законодательством, работодатели вправе увеличивать отпуск водителя по собственной инициативе, а также за значительный трудовой стаж и профессионализм.

Существует несколько видов дополнительных ежегодных отпусков:

1. Для водителей скорой помощи и других медицинских служб. Минимальный срок, добавляемый к основному ежегодному отпуску, составляет 6 календарных дней.

2. За вредные условия труда. Шоферам, которые работают в условиях загрязненного воздуха и тяжелого микроклимата, испытывают эмоциональные стрессы или высокие физические нагрузки, полагается как минимум 7 дополнительных дней к ежегодному отпуску. По усмотрению работодателя и по согласованию с водителем это время может увеличиться.

3. При ненормированном трудовом дне, характерном для водителей экспедиций в полевых условиях и водителей легковых автомобилей, за исключением таксистов. Добавляется как минимум три дополнительных отпускных дня, однако, в локальных актах предприятия может предусматриваться большее количество дней.

4. Для водителей, работающих на Крайнем Севере либо в подобных условиях. Данная категория шоферов может рассчитывать на 16–24 дополнительных календарных дня, помимо стандартного отпуска в течение года.

Средства учета

Планированием и распределением всех рабочих поездок в организации должен заниматься сотрудник, ответственный за автомобильный парк. Его обязанность — обеспечить сбор данных о количестве вышедших на смену водителей, сроках завершения их работы, периодах отдыха, сведениях о ТС, а также их местонахождении.

Для учета режимов труда и отдыха водителей существует несколько способов и средств:

1. Ручной сбор данных и их занесение в таблицы и отчеты. Данный метод применяется давно и является относительно надежным, однако имеет свои недостатки: высокие затраты времени и труда, а также не всегда гарантирует точность, особенно при большом водительском штате на предприятии.

2. Использование учетных ERP-систем, предназначенных для контроля за водителями и управления автомобильным парком. Эти технологии избавляют от ручного ведения отчетов и постоянной телефонной связи с водителями. Система в реальном времени идентифицирует каждого водителя, фиксирует время работы и перерывов для отдыха, а также его местонахождение, автоматически составляет путевые листы и заносит все показатели в диаграммы и таблицы.

3. Программные комплексы цифровизации корпоративных поездок. Обеспечивают полный контроль над временем труда/ отдыха каждого водителя, а также автоматически фиксируют все данные в соответствующих отчетах.

Сколько можно отдыхать

Согласно действующему законодательству, обязательным условием для работы водителя является использование специального контролирующего устройства — тахографа. Данный прибор повышает дисциплину, формирует рабочий распорядок на день, определяет суточную норму проезда, напоминает о необходимых остановках, а также времени для отдыха и принятия пищи.

На данном устройстве сохраняется вся информация о соблюдении установленных норм труда/ отдыха, а также о нарушениях этих норм.

Рассмотрим в таблице, сколько нужно отдыхать по тахографу.

Перерыв для обеда От 30 минут до 2 часов
Время отдыха между двумя сменами В 2 раза больше времени, отработанного в предыдущую смену
Обязательный еженедельный отдых 2 суток
Время для отдыха при междугородных перевозках 9 часов

В поездках на дальние расстояния обычно задействованы два водителя. Поэтому используется тахограф с двумя установленными картами.

В этом случае положение счетчика нельзя устанавливать в графе «Отдых», поскольку считается, что одновременно работают оба водителя. В то время, когда один из них находится в положении «За рулем», второй должен установить вариант «Прочие занятия/обязанности». Перерыв в работе засчитывается только тогда, когда двигатель ТС, в котором находятся шоферы, выключен.

Время отдыха двух водителей по тахографу составляет:

Минимум ежедневного отдыха По 9 непрерывных часов на протяжении 30-часовой трудовой смены
Минимум еженедельного отдыха 45 часов

Как выглядит учет

Помимо учета времени отдыха водителя по тахографу, в карте фиксируются и отображаются другие важные данные:

  • личная информация о владельце карты;
  • скорость движения управляемого ТС;
  • пройденное расстояние с момента выезда на линию;
  • время остановок и их продолжительность.

Карточки для тахографов выпускаются с системой криптографической защиты информации, как требует приказ Министерства транспорта № 36, регламентирующий время труда и отдыха по данному прибору. В устройство встроен чип, который шифрует и дешифрует все сохраненные данные, не допуская их изменения или удаления.

Для предпринимателей — владельцев транспортных средств, желающих полностью контролировать перевозочный процесс и владеть юридической базой на случай дорожно-транспортных происшествий, производятся карты с упрощенной модификацией, не имеющие криптографической защиты. Такие карточки, обладающие базовой комплектацией, также применяются в небольших компаниях, которые не занимаются длительными поездками на большие расстояния.

Карта для тахографа предоставляет несколько важных преимуществ как самим водителям, так и владельцам автотранспортных компаний:

  • законное право на осуществление пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния;
  • следование маршрута строго по графику;
  • соблюдение распорядка времени, режимов труда/ отдыха;
  • получение предупреждений об опустошении топливного бака и необходимости заправить его;
  • возможность использования сведений с прибора в качестве доказательной базы при возникновении спорных ситуаций или ДТП;
  • тренировка водительской самодисциплины и возможность обезопаситься от наложения штрафов за переработку.

Ответственность

Ответственность за соблюдение установленного режима труда/ отдыха возлагается как на руководителей автотранспортных организаций, так и на самих водителей.

Проверка

В соответствии со статьей 3.1 Устава автомобильного транспорта об особенностях контроля и надзора проверять правильность соблюдения режимов водительского отдыха и труда уполномочены сотрудники ГИБДД, а также инспекторы Государственной транспортной службы. При надзоре они проверяют документацию, включающую:

  • удостоверение водителя автотранспортного средства;
  • регистрационные документы;
  • путевой лист;
  • документы на перевозимые грузы;
  • свидетельство профессиональной компетенции водителя — для тех, кто осуществляет международные перевозки;
  • свидетельство о профессиональной подготовке водителя;
  • при перевозке опасных грузов — свидетельство о допуске используемого транспортного средства к таким работам;
  • специальные разрешения для перевозок крупногабаритных или опасных грузов;
  • маршрутную карту для выполнения регулярных перевозок;
  • при осуществлении международных перевозок — разрешение на перевозку через границу третьего государства;
  • для международных автомобильных перевозок — учетный талон;
  • документы, подтверждающие вид осуществляемых перевозок — международную товарно-транспортную накладную и другие.

Частые нарушения

Наиболее часто встречаются такие нарушения, как несоблюдение трудового графика водителя, отсутствие графика сменности на предприятии, а также отсутствие тахографа на транспортном средстве, осуществляющем перевозки на дальние расстояния.

Штрафы

Штрафные санкции за перечисленные виды нарушений регламентируются статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Действующие размеры штрафов составляют:

  • для ответственных должностных лиц — от 1 000 до 5 000 рублей; при повторном наказании по данной статье им дополнительно грозит дисквалификация на срок от одного до трех лет;
  • для предпринимателей — аналогично, от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

В качестве альтернативного варианта для юрлиц и предпринимателей может применяться наказание в виде административного приостановления деятельности. Максимальный период составляет 90 суток.

В соответствии с приказом Минтранспорта и Федеральным законом о безопасности дорожного движения установлен режим труда и отдыха водителя. На предприятиях составляются специальные графики учета, а автотранспортные средства оснащаются тахографами. Нарушение режима грозит штрафными санкциями.