Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Наказание за нарушение режима труда и отдыха водителей: штрафы и отвественность по КоАП РФ

Усталость водителей ТС из-за слишком долгого пребывания за рулем является одной из распространенных причин ДТП. Игнорирование нормативов рабочего времени считается серьезным административным проступком. Наказание за нарушение режима труда и отдыха водителей предусмотрено для них самих, а также для работодателей и должностных лиц, отвечающих за ОТ.

В статье пойдет речь о том, сколько приходится платить за безответственное отношение к соблюдению трудового законодательства.

Понятие

Режим труда и отдыха (РТ и О) – это оптимальное распределение времени работы и перерывов, которое регулируется законами. Продолжительность пребывания водителя за рулем строго ограничивается, так как переработка приводит к снижению реакции на изменение дорожной ситуации.

Регламентация

Регламентирующими правовыми документами являются:

  1. Приказ Минтранса России № 15 (в редакции 07.08.2019 г.) – утверждение положения об особенностях режима работы/отдыха водителей.
  2. Приказ Минтранса № 424 (от 16.12.2020 в ред. 12.01.2022 г.) – об условиях работы водителей ТС, режимах труда/отдыха.
  3. Приказ Минтранса № 440 (28.10.2020 г.) – о требованиях к установке тахографов на ТС.
  4. КоАП РФ ст. 11.23 – о транспортных административных нарушениях.
  5. Федеральный закон № 216 (26.07.2019 г.) – об изменениях в ст. 11.23 КоАП.
  6. ФЗ № 197 (в ред. 14. 07.2022 г.), ст. 329 – о времени работы/отдыха водителей ТС.
  7. ТК РФ, ст. 101–103 (графики работы водителей).

Что входит в рабочее время

В данное понятие входит время:

  • управления автомобилем;
  • специальных перерывов на отдых, предусмотренных трудовым договором;
  • подготовительных или завершающих работ (техосмотров, инструктажа, приема/сдачи смены);
  • прохождения медосмотра (перед рейсом и после него);
  • стоянки во время погрузочно-разгрузочных работ, посадки/высадки пассажиров;
  • вынужденных простоев;
  • самостоятельного устранения мелких неполадок, возникших в ТС при поездке;
  • пребывания в рейсе в качестве водителя-напарника (чередование устанавливается по усмотрению работодателя, при этом период ожидания засчитывается хотя бы наполовину).

Что входит в время отдыха

Сюда относится время, в течение которого водитель находится на работе, но трудовых обязанностей не выполняет, использует перерыв по собственному усмотрению.

Временем отдыха считаются:

  • перерывы в течение рабочего дня;
  • ежедневный отдых между сменами;
  • выходные между рабочими неделями;
  • дни праздников;
  • периоды отпусков.
Примечание.  Длительность перерывов между сменами (вместе с перерывами на питание и отдых) должна превышать продолжительность работы как минимум вдвое.

Возможные графики

На транспортных предприятиях используются следующие виды трудовых графиков для  водителей:

1. Регулярная еженедельная работа с фиксированными днями отдыха:

  • при 5-дневном режиме – труд с понедельника до пятницы (максимум по 8 часов), выходные дни суббота и воскресенье;
  • при 6-дневной неделе – работа с максимальной общей продолжительностью до 40 часов, одним выходным днем.

2. Скользящий режим – число еженедельно отрабатываемых часов остается неизменным, но выходные дни сдвигаются.

3. Ненормированный рабочий день. Такой график бывает обычно у руководителей предприятий, организаторов спецработ, реже – у обслуживающего персонала. За переработку предоставляется не менее 3 дополнительных дней отпуска.

4. Сменная работа. Организуется на непрерывных производствах. Персонал разбивается на бригады, сменяющие друг друга в течение суток. Дни и часы начала работы периодически меняются по определенной схеме. Трудовые смены чередуются с днями отдыха, распределяются на 2, 3 или 4 бригады.

5. Гибкий график. Время начала работы произвольное (например, не в 9, а в 6 утра), продолжительность рабочего дня стандартная. Работники имеют возможность самостоятельно планировать затраты времени. При этом они трудятся с большей производительностью, что отвечает интересам компании.

6. Деление рабочего периода на части. Производится, когда в течение дня задания распределяются неравномерно, а оказание услуги исполнителя требуется периодически. В учетных документах фиксируется только непосредственное время работы. Перерывы между отдельными трудовыми частями в зачет не идут. Работник может их использовать по своему усмотрению.

7. Вахтовый метод. Действует для персонала, проживающего далеко от рабочих объектов. Отдых между сменами устраивается по месту службы, организуется работодателем. Время в пути (из дома и обратно) при подсчете рабочего времени не учитывается.

Образцы различных графиков работы можно скачать бесплатно на сайте: https://www.kdelo.ru/art/385574-kakie-byvayut-grafiki-raboty-19-m10.

Учет

На транспортных предприятиях производится ежедневный или суммированный учет рабочего времени. При этом за основу берутся нормы рабочего времени, утвержденные Приказом № 424 Минтранса. Используется понятие «календарная неделя» (с 0:00 час. понедельника до 24:00 час. воскресенья).

Ежедневный учет подходит для организаций с нормированным рабочим днем. Исходят из того, что его продолжительность 7–8 часов, в некоторых случаях допустимо увеличение рабочего времени до 9 часов, а в исключительных – до 10 (допускается не чаще 2 раз в неделю) – например, при межгород-рейсах.

Лист учета выглядит так:

https://softonit.ru/upload/ammina.optimizer/png/q75/images/free/lurv.png

Суммированный учет рабочего времени производится, если условия работы не позволяют соблюдать ежедневные нормы (например, при сменном, ненормированном или вахтовом режиме).

Время работы суммируется за 1 месяц или квартал. Общее количество рабочих часов не превышает соответствующего предела.

Если при ежедневном учете максимум рабочего времени составляет 10 часов, то при суммированном учете допускается его увеличение до 12. Общее количество трудовых часов за весь учетный период остается тем же.

График может выглядеть, например, так:

https://www.eusi.ru/lib/sirokova_sarabotnaja/3.gif

Изменения в законодательстве

С 1 ноября 2019 года в силу вступил закон 216-ФЗ об изменениях в Кодексе об административных правонарушениях, в частности, о наказаниях водителей за несоблюдение РТ и О.

Суть документа

В данном госакте утверждаются поправки к статье 11.23 КоАП, где оговариваются размеры штрафов за:

  • вождение ТС без тахографа, невыполнение порядка регистрации режима труда/отдыха;
  • выпуск на линию ТС без контрольного самописца или с поломанным прибором (за исключением случаев, когда неисправность возникла в пути);
  • несоблюдение законодательных норм работы и отдыха.

Кого касаются поправки

Изменения в кодексе о правонарушениях касаются должностных и юрлиц, а также ИП. Ранее ответственность за нарушение режима труда/отдыха возлагалась только на водителя.

По новым правилам, если причиной нарушения нормативов становится несоблюдение закона при составлении графика перевозок, то штрафом наказываются руководящие лица.

В новом законе разграничена ответственность за «езду без тахографа» и «выпуск на линию ТС без тахографа».

Необходимость изменений

Поправки к ст. 11.23 были внесены для усиления безопасности транспортных перевозок, разъяснения важности объективного учета рабочего времени водителей с помощью бортовых регистраторов (тахографов).

Штрафы за нарушения повысились, поэтому соблюдение требований по ОТ и БДД стало еще более актуальным.

Ответственность

В обновленных правилах подчеркивается ответственность ИП, юридических и должностных лиц за обеспечение безопасности работ, точное распределение и учет трудового времени.

За поддержание режимов работы/отдыха отвечают, в первую очередь, сами водители. Их обязанностью является выполнение инструкции по ОТ, соблюдение рабочего графика, предусмотренного в договоре.

Контроль за режимами

Согласно статье 214 ТК РФ, организация контроля за соблюдением требований ОТ является обязанностью руководителя предприятия. Он утверждает графики работы, которые разрабатывают инженеры по  ОТ и по БДД (с учетом требований ТК, Приказов 424 и 440, а также ст. 329 ФЗ № 197).

Государственный контроль за соблюдением трудовых режимов осуществляет Роструд (местные инспекции по труду), а также сотрудники ГИБДД.

Средства проведения

Основными средствами контроля за выполнением РТ и О водителей являются тахографы.

Они регистрируют:

  • начало движения;
  • перерывы на отдых и выполнение рабочих операций (погрузку/разгрузку, заправку топлива);
  • отклонения от маршрута.

Данные фиксируются на персональной карте водителя. В приборе имеется встроенный принтер для распечатки информации на бумажную ленту. Доступ к ней имеют: работодатель (или уполномоченное лицо), представители надзорных органов. По мере надобности информация выгружается на дополнительные электронные носители для анализа и хранения.

Тахографы устанавливают на ТС для перевозки опасных грузов, автобусы с числом пассажирских мест больше 8, грузовой транспорт массой больше 3,5 тонны (за исключением машин скорой помощи, полиции, МЧС и авто некоторых других видов).

Данные регистрируются в зашифрованном виде для предотвращения доступа посторонних лиц и внесения поправок. Информация фиксируется в виде пиктограмм, располагается в хронологическом порядке. По распечатке можно достоверно узнать о действиях водителя за определенный временной период.

Существуют тахографы двух типов:

  1. СКЗИ – российского образца, устанавливаются на ТС, используемые для грузопассажирских перевозок внутри страны. В них шифрование информации, поступающей от датчика движения, производится с помощью специального КЗ блока.
  2. ЕСТР – прибор, устанавливаемый на пассажирский и грузовой транспорт для международных перевозок. В нем используется европейская система стандартизации ISO, указываются коды стран. Информация шифруется непосредственно в измерителе скорости.
На заметку. Тахографы СКЗИ нельзя использовать за границей (в том числе в Белоруссии, Казахстане, Украине и других странах СНГ), они стоят на строгом госучете.

Для получения разрешения на установку ЕСТР требуется лицензия на международные перевозки и доказательства выезда в заграничные рейсы не реже 1 раза в год.

Неиспользование тахографа – это серьезный проступок.

Если контрольное устройство сломалось в дороге, водителю разрешается продолжать езду только в направлении ближайшей установочной мастерской или пункта парковки ТС. Максимальный срок аварийной замены или восстановления прибора – 7 дней.

Проверка

Распечатка параметров движения и соблюдения режимов работы/отдыха может быть затребована инспекторами ГИБДД и Федеральной службы Роструд.

В дороге наличие (исправность) тахографов и соблюдение режимов движения/ отдыха проверяют сотрудники ДПС.

На предприятиях контроль осуществляют представители Гострудинспекции (территориальных подразделений Роструда).

Сотрудники этих органов могут выписать штраф за несоблюдение режима труда и отдыха водителей по тахографу.

Частые нарушения

К ним относятся:

  • езда без тахографа;
  • неправильная фиксация пробега и времени;
  • поломка или неиспользование карты;
  • просроченная настройка прибора, превышение срока годности криптоблока;
  • пребывание за рулем авто более 12 часов в смену;
  • управление ТС свыше 56 часов в неделю или 90 часов в 2 недели;
  • неиспользование спецперерыва в течение периода, превышающего 5,5 часов;
  • короткий отдых между сменами (менее 9 часов);
  • перерыв между рабочими неделями менее 24 часов.

Штрафы

Штрафы, назначаемые по тахографу, подразделяют на 2 группы:

  1. За нарушение РТ и О водителя (превышение норм пребывания за рулем, сокращение перерывов).
  2. За отсутствие тахографа или его неправильную эксплуатацию.

Нарушение режимов труда и отдыха

Размер штрафов за нарушение режима труда и отдыха водителя составляет:

  • 3–5 тыс. рублей – для шоферов (в том числе физлиц);
  • 7–10 тыс. – для должностных лиц;
  • 15–25 тыс. – для ИП;
  • 20–50 тыс. – для организаций.

Отсутствие тахографа у водителя

За такой проступок с водителя в 2022 году взимается 3–5 тыс. рублей.

К неиспользованию тахографа приравнивается эксплуатация устройства старого образца (аналогового самописца), использование неисправного прибора или непригодной карты. Аналогичным нарушением является отсутствие термобумаги в принтере, намеренное отключение прибора.

Выпуск на линию автомобиля без тахографа

Размер штрафов:

10 тыс. рублей – для должностных лиц;

15–25 тыс. рублей – для ИП;

20–50 тыс. рублей – для юрлиц.

В других странах

Весомые наказания за неиспользование тахографов и нарушение режимов труда/отдыха предусмотрены не только в России.

Так, в Германии штраф за переработку по тахографу составляет 30 евро (за 1 час превышения норматива), от 60 до 90 евро (до 3 часов), 180 евро (свыше 3 часов).

Страна,

виды нарушений

Размеры штрафов
Германия

Езда без карты

1400 евро
Манипулирование тахографом 1000 евро
Польша

Езда с отключенным тахографом, фальсификация данных (с использованием «выключателя» или магнита), вождение ТС без карты

1,5 тыс. злотых (320 евро)
Беларусь

Отсутствие тахографа, листков регистрации, карточки водителя

960–1600 бел. руб. (22–37 тыс. RUB)
Нарушение РТ и О водителем 160–320 бел. руб. (3,7–18,6 тыс. RUB)
Неправильная эксплуатация контрольного прибора 150–320 бел. руб. (3,5–18,6 тыс. RUB)
Украина

Несоблюдение длительности работы/отдыха

850–3400 гривен
Неиспользование тахографа 850 гривен
Фальсификация записей, подделка пломбы 2550 гривен (+уголовное наказание)

Оплата

Узнать о наличии административных штрафов за нарушение РТ и О можно на сайте Госуслуг: https://oplatagosuslug.ru/read/important/gibdd/shtrafy_za_narushenie_truda_i_otdyha_voditelya/.

Необходимо зарегистрироваться, войти в личный кабинет, узнать о наличии и размерах штрафа по номеру постановления Гострудинспекции или по номерам регистрации ТС и водительского удостоверения. Здесь же можно произвести онлайн-оплату банковской картой или через платежные системы. Долг следует погасить в течение 30 дней.

Примечание. Руководители частных компаний иногда оплачивают штрафы водителей из суммы прибыли. Работники бюджетных организаций расплачиваются самостоятельно.

Штрафы (Гоструда и ГИБДД) можно оплатить также через кассу или интернет-сервисы банков, банкоматы и платежные терминалы.

О наличии штрафов ГИБДД можно узнать на сайтах https://avtocod.ru/blog/post/oplata-shtrafa-gibdd-so-skidkoj-50 (по госномеру авто) или на https://oplatagosuslug.ru/shtrafy_gibdd/

Здесь же можно погасить долг.

Справка. При любом способе оплаты штрафа ГИБДД в течение 20 дней водителям предоставляется 50 %-я скидка.

Оспаривание

Если при проверке в указанных источниках выяснится, что штраф выписан ошибочно (например, водитель находился в командировке или в больнице и физически не мог управлять авто), то его можно обжаловать. При этом надо иметь в виду, что на оспаривание штрафа за превышение времени вождения по тахографу или другой санкции ГИБДД уходит определенное время. За превышение срока оплаты набегает пени. В случае отказа по претензии водитель понесет еще большие затраты.

Рекомендуется заплатить выписанный штраф в течение 20 дней с 50 %-й скидкой, а затем подать заявление на сайте Госуслуг (зайти в личный кабинет, в раздел «Платежи»). Если штраф отменят, деньги будут возвращены.

Как избежать

Чтобы избежать штрафов за нарушение РТ и О, необходимо соблюдать предписания транспортного законодательства: установить тахограф, своевременно производить его настройку, следить за исправностью устройства и водительской карты.

Важно ежедневно заполнять регистрационные листы, обеспечить возможность распечатки данных, переключения режимов.

При выходе тахографа из строя необходимо оповестить об этом работодателя, принять меры к своевременному устранению неисправностей. В этом случае надо вести записи вручную, заполняя специальную сетку на обороте регистрационного листа.

Требуется обеспечить возможность проверки данных представителями надзорных органов.

Выполнение требований трудового и транспортного законодательства позволяет обезопасить труд водителей, снизить аварийность на автодорогах. Соблюдение РТ и О предотвращает  переработку шоферов, снижает риск их неадекватной реакции на изменение дорожной обстановки. Использование тахографов и их правильная эксплуатация позволят сэкономить на штрафах.