Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Требования охраны труда к водителю погрузчика: типовая инструкция

Погрузчики – это машины, предназначенные для захвата, подъема и перевозки различных материалов и оборудования. Техника такого типа применяется для подачи строительных грузов, складирования и транспортировки товаров. Ее используют в коммунальных службах (для вывоза снега, мешков с мусором), при проведении сельскохозяйственных и других работ.

Инструкция по охране труда для водителя погрузчика содержит информацию об особенностях безопасного обслуживания таких машин. Здесь излагаются правила их эксплуатации, разрабатываемые с учетом требований российского законодательства.

Особенности профессии

Водитель (машинист) погрузчика – это специалист, управляющий данным транспортом, знакомый с его устройством, особенностями перемещения грузов внутри производственных помещений и на открытой территории.

Особенности

Человек, обслуживающий погрузчик, отвечает за аккуратную доставку грузов, исправность рабочих механизмов. Он должен виртуозно владеть техникой, чтобы успешно маневрировать при езде, не нарушая правил дорожного движения.

Водитель обязан хорошо разбираться в специфике грузов, отвечать за их сохранность и оперативность доставки, иметь полное представление о работе ТС.

К плюсам профессии относятся:

  • разнообразие деятельности;
  • востребованность в различных сферах;
  • возможность повышения квалификационного разряда и заработка.

Виды ТС

Погрузчики подразделяются по ряду признаков.

По характеру грузов:

  • ковшовые (для перемещения насыпных материалов) – они бывают одно- и многоковшовые;
  • вилочные (снабжены вилами для укладки штучных предметов).

Машины обоих видов бывают с фронтальной, боковой и задней загрузкой.

По типу двигателя:

  • автопогрузчики (с двигателем ВС);
  • электропогрузчики (электроштабелеры).

По конструкции автомобильной ходовой системы:

  • колесные;
  • гусеничные.

По принципу действия:

  • непрерывные (многоковшовые элеваторы);
  • циклические: скребковые (с/х погрузчики для транспортировки зерна), а также роторные (снегоуборочные).

По типу используемого горючего: на бензине, дизельном топливе, газо-бензиновые ТС.

Машины различаются также по габаритам. Например, при строительных работах используются большегрузные ТС, а для работ в саду – погрузчики УТВ (на квадроциклах).

Соответственно, разрабатывается отдельная инструкция для водителя крупногабаритной техники (средней, тяжелой) и инструкция по охране труда для водителя минипогрузчика (например, Bobcat).

Требования

При разработке такого документа опираются на Приказ № 282 Минтранса (от 31.02.2020 г.), в котором утверждаются профессиональные и квалификационные требования к водителям ТС.

Закон касается охраны труда персонала, работающего в организациях или нанимаемого ИП.

В инструкции указывается, что водитель погрузчика должен:

  • знать особенности эксплуатируемого ТС, его характеристики (грузоподъемность, мощность);
  • досконально изучить схему перемещения грузов, а также правила дорожного движения;
  • разбираться в механике и электротехнике;
  • умело обращаться с грузоподъемным оборудованием;
  • соблюдать правила ТБ и охраны труда.

Работнику необходимо иметь отличное зрение, слух, уметь быстро реагировать на окружающую ситуацию. Требуется, чтобы у водителя была устойчивая нервная система, способность работать аккуратно и внимательно.

Условия для работы

Для устройства на работу необходимо иметь права на вождение погрузчиков категории В (мощностью менее 25.7 кВт), С (25.7–110.3 кВт) или Д (более мощных крупногабаритных машин).

В зависимости от квалификации и навыков работы водителям погрузчиков присваивается 5 разрядов: минимальный – 2-й (работа с опытным напарником, на маломощной технике), максимальный – 6-й (самостоятельное управление крупногабаритными погрузчиками).

Профстандарт

Требования к квалификации водителей автопогрузчика утверждены Мининистерством труда в 2017 году (профстандарт 16.116). В документе отражены:

1. Данные о классификации профессии по общероссийским системам ОКВЭД и ОКЗ.

2. Функции работников и уровень профподготовки для выполнения каждой из них.

Пример. Укладка товаров с помощью колесного погрузчика состоит из 6 операций, включая профилактику и обслуживание ТС. Каждая операция обозначена кодом (от С/01.3 до С/06.3). Квалификация работника соответствует 3 уровню (приказ Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н).

3. Описание требований к водителю:

  • наличие образования по профилю;
  • возраст старше 18 лет;
  • прохождение медосмотров, инструктажей по ОТ и пожаробезопасности.

4. Рабочие действия специалиста, необходимые навыки и знания.

5. Сведения об организациях, составивших данный документ.

Скачать бесплатный профстандарт, актуальный в 2022 г., можно здесь: https://assistentus.ru/forma/profstandart-voditelya-pogruzchika/#google_vignette.

Инструкция по охране труда

Типовая инструкция по охране труда для водителя погрузчика представляет собой рабочий документ, необходимый для проведения вводных, периодических и специальных занятий с персоналом. Его разрабатывает сотрудник, отвечающий за безопасность работ и охрану труда, а затем утверждает руководитель предприятия.

Необходимость

Наличие инструкции позволяет знакомить новых работников со всеми нюансами производственной деятельности, предупреждать их о возможных рисках.

Проведение вводных, периодических и целевых инструктажей необходимо для предупреждения несчастных случаев на производстве, повышения ответственности работников за выполнение правил и трудовых норм. Конкретная форма документа в законах не оговаривается, но чем полнее его содержание, тем эффективнее инструктаж водителей.

Где взять

Образец типовой инструкции по ОТ можно бесплатно скачать на сайтах: пример 1 (https://всеинструкции.рф/instrukcija-po-ohrane-truda-dlja-voditelja-pogruzchika/) или пример 2 (https://zakonius.ru/obrazec/instrukciya-po-ohrane-truda-dlya-voditelya-avtopogruzchika).

Нормативная база

При разработке такого документа опираются на:

  • межотраслевые правила ОТ на автотранспорте (приказ Минтруда № 28 от 12.05.2003);
  • инструкцию по охране труда для водителя автопогрузчика (типовой вариант, утвержденный Минтруда и соцзащиты 17.03.2000 г.), Р М-009-2000;
  • КоАП (ст. 5.27.1) – об ответственности за допуск водительского персонала к работе.

Состав

В документе должны быть следующие блоки:

  1. «Шапка» с реквизитами (датой утверждения, названием, номером регистрации, ФИО ответственного должностного лица).
  2. Общие требования по ОТ.
  3. Обязательные меры безопасности перед началом смены.
  4. Требования и запреты, действующие во время работы.
  5. Действия при аварийных ситуациях.
  6. Мероприятия после окончания рабочей смены.

Общие требования

В этом разделе описываются особенности допуска водителей к работе, перечисляются факторы вредного воздействия, излагаются требования к ношению спецодежды и ИСЗ. Сообщается о необходимости движения строго по маршруту, с ограниченной скоростью.

Допуск

В инструкции указывается, что к вождению погрузчиков допускаются лица старше 18 лет. Для работы необходимо:

  • иметь водительские права;
  • пройти предварительный медосмотр (проверку зрения, слуха, психического и общего состояния здоровья), а затем – периодические медпроверки и освидетельствования на алкоголь и наркотики;
  • изучить внутренний распорядок работы компании, правила ТБ и охраны труда;
  • сдать тест на знание инструкции и способность выполнения должностных обязанностей.

Обязанности

Водителю погрузчика положено проходить повторный инструктаж по ОТ не реже 1 раза в квартал, проверку знаний 1 раз в год.

В перечень обязанностей включают:

  • соблюдение трудового режима, выполнение предписанных операций;
  • умение пользоваться ИСЗ и средствами тушения пожара;
  • знание ПДД и нормативов безопасного вождения ТС;
  • освоение работы на погрузчиках конкретных видов.

Например, инструкция по охране труда водителя фронтального погрузчика предписывает следующее:

  • для лучшего обзора и обеспечения безопасности следует очистить и выровнять рабочую площадку; ковш поднимают над землей на высоту до 40–50 см;
  • при подъеме тяжелых предметов не прилагают больших усилий, удерживают груз с помощью зубьев или кромочного болта;
  • погрузчик располагают так, чтобы двигатель находился с подветренной стороны и не засорялся;
  • заполнение ковша соразмеряют с допустимым максимумом;
  • способ загрузки (раздельный, совмещенный, экскавационный) выбирают в зависимости от вида и плотности грузов.

Вредные и (или) опасные производственные факторы

В инструкции перечисляются факторы, которые могут привести к травмам и навредить здоровью водителя:

  • контакт с движущейся техникой, механическими и электрическими элементами оборудования, вредными веществами (химическими, пожароопасными);
  • воздействие острых элементов перевозимого груза;
  • повышенное запыление и загазованность окружающего воздуха;
  • шум и вибрация на рабочем месте;
  • недостаточная освещенность территории;
  • нагрузки на нервную систему.

Спецодежда

Она выдается для предупреждения механических травм, соблюдения санитарных правил.

Виды ИСЗ Ежегодные нормы выдачи
Х/б комбинезон или костюм из смесовой ткани 1
Сапоги резиновые или кожаные ботинки 1 пара
Рукавицы или перчатки с защитным покрытием 6 пар
Противошумные вкладыши или наушники По мере износа
Сигнальный жилет (класс защиты 2) 1
Утепленная куртка и брюки В зависимости от климатического пояса
Теплые ботинки, валенки на резиновой подошве В зависимости от климата
Перчатки с шерстяными вкладышами и защитным покрытием (морозоустойчивые) 3 пары
Респираторы (для защиты легких от пыли), специальные очки По мере надобности

Важно подчеркнуть, что работать можно только в полностью застегнутой спецодежде. Нельзя укладывать в карманы режущие и колющие предметы.

Другие требования

Водитель должен следить за исправностью и чистотой погрузчика, хранить инструменты в специальных отсеках автомобиля. Нельзя держать в кабине посторонние предметы.

Важно соблюдать безопасный режим движения: на открытой территории скорость не должна превышать 10 км/час, внутри производственных или торговых зданий – 5 км/час.

О любых экстренных ситуациях (угрозах возникновения несчастного случая или повреждениях груза), а также об ухудшении самочувствия необходимо извещать руководство.

Что запрещается

Водителям погрузчиков запрещается:

  • работать в состоянии алкогольного опьянения, употреблять наркотики или психотропные вещества;
  • принимать пищу и курить на рабочем месте, а не в специально отведенных местах;
  • работать после окончания срока действия водительского удостоверения;
  • игнорировать неисправность ТС.

Требования перед началом работы

В этом блоке инструкции указывается, что перед началом работы водитель обязан:

  • убедиться в наличии и исправном состоянии спецодежды и других ИСЗ;
  • лично осмотреть пути подъезда к местам погрузки/выгрузки, убедиться в отсутствии препятствий, разливов жидкостей и масла, скоплений грязи, снежных завалов; участки обледенения должны быть засыпаны песком;
  • произвести наружный осмотр подъемных механизмов, удостовериться в исправности креплений, цепей, шарниров, кронштейнов, подъемных и поворотных приспособлений;
  • проверить состояние шин и уровень давления в них;
  • убедиться в отсутствии протечек горючего, исправности мотора;
  • отрегулировать работу ручного и ножного тормозов;
  • проверить действие рулевого управления;
  • опробовать звуковой и стоп-сигнал, работу фар, световых переключателей.

Требования во время работы

Здесь подробно расписываются правила выполнения отдельных операций, требования безопасности. Сообщаются особенности работы в темное время суток, в различные периоды года. Говорится об ограничениях загрузки по весу и габаритам, а также о запрещенных действиях во время работы.

Обязанности

Для обеспечения безопасности водитель обязан:

  • включать предупреждающий звуковой сигнал перед началом движения, погрузочно-разгрузочных работ;
  • подавать сигнал, подъезжая к людям, находящимся на пути перемещения ТС (на расстоянии не меньше 5 м), останавливать машину при любой опасности наезда (при езде мимо дверей, проездов, движении задним ходом);
  • производить работы с грузом плавно, без рывков, после остановки машины;
  • тщательно закреплять перевозимые грузы;
  • при езде задним ходом и затруднениях с обзором участка работ прибегать к помощи другого работника, направляющего движение ТС вручную.
Примечание. В зоне перемещения погрузчика не должны производиться работы по ручной переноске предметов, укладке тары.

При перемещении без груза подъемное устройство должно быть поднято над землей, рама полностью отклонена назад.

В инструкции по охране труда для водителя вилочного погрузчика следует упомянуть о том, что:

  • груз необходимо захватывать так, чтобы он не свешивался с вил, не цеплялся за стены узких проездов;
  • товары должны быть упакованы в прочную, надежную тару (требования к упаковке транспортных грузов изложены в инструкции Минтруда от 19. 05.2004 г.);
  • следует равномерно штабелировать объекты, не допуская обрушения упаковок;
  • требуется проверять, чтобы вилы (их толщина 40 мм) свободно входили под груз, располагались симметрично относительно каретки; они должны находиться под прямым углом к штабелю, захватывать предметы равномерно.

Инструкция по охране труда для водителя электропогрузчика должна содержать дополнительные требования по безопасной работе с электрооборудованием.

Здесь же говорится о необходимости своевременной подзарядки аккумуляторных батарей и о порядке их замены.

Важно подчеркнуть, что уклон дороги при работе на электропогрузчике не должен превышать 7 градусов на 12 м. При большем наклоне смазка картера будет стекать из ведущего моста в якорь двигателя, что приведет к его повреждению.

Поведение в различных ситуациях

При погрузочно-разгрузочных работах водителю необходимо:

  • хорошенько осматривать территорию, чтобы убедиться в отсутствии людей или помех;
  • не допускать превышения норм загрузки, отрыва колес от грунта из-за перевеса;
  • совершать маневрирование на малой скорости, избегать «заносов», резкого торможения.

При появлении небольших препятствий на пути разрешается поднять груз на необходимую высоту, перенести его, затем медленно вернуть в нормальное положение и продолжить движение.

При потере устойчивости ТС (из-за неравномерного расположения грузов, неровностей дороги, превышения нормы заполнения ковша) следует немедленно остановить машину, опустить груз на место.

Нельзя загружать и транспортировать предметы необозначенной тяжести, а также использовать дополнительные противовесы для удержания равновесия.

Работы на автопогрузчиках с крановой стрелой производятся с участием стропальщика или в присутствии лица, ответственного за ТБ.

Груз, прицепленный на крюк, вначале медленно поднимается, затем перемещается в нужном направлении, он не должен раскручиваться или раскачиваться. Важно следить, чтобы под стрелой не находились люди.

При работе с крупнотоннажными грузами важно следить за показаниями приборов, фиксирующих работу тормозов, систем рулевого и электронного управления, уровень топлива в баке, давление в колесных шинах. Недопустимо поднятие стрелы и груза на большую высоту (создается угроза переворачивания машины). Если это произошло, водитель не должен выпрыгивать наружу. Следует ждать помощи, находясь в кабине.

При расчистке дорог от снега необходимо осторожно обходить скрытые неровности и ухабы, не прилагая излишних усилий.

Что запрещается

В требованиях охраны труда к водителю погрузчика запрещается:

  • укладывать перевозимые материалы и оборудование поверх трубных коммуникаций, электрокабелей, временных настилов;
  • работать с грузами при наличии людей в машине;
  • загружать слежавшиеся сыпучие материалы без предварительного разрыхления;
  • переезжать через электропровода, лежащие на земле или полу;
  • использовать открытое пламя для разогрева автомобильных агрегатов в зимний период;
  • работать на морозе без перчаток (прикасаться к металлическим поверхностям), производить ремонтные операции под машиной, лежа на земле (требуется использовать специальный мат);
  • небрежно закреплять поднимаемый груз, не задействуя все монтажные кольца, петли; если часть из них неисправна, необходимо использовать дополнительные стропы с угловыми прокладками, предотвращающими их повреждение острыми гранями контейнеров;
  • работать в зоне расположения воздушных линий электропередач без письменного разрешения руководства компании-владельца ЛЭП; требуется специальный наряд-допуск и личное присутствие специалиста в статусе ответственного за ОТ;
  • эксплуатировать погрузчик при наличии неполадок в агрегатах.

Требования в аварийных ситуациях

В этом разделе описываются действия водителя погрузчика в случае пожара, механического травмирования, поражения электрическим током, отравления вредными веществами, получения ожогов.

При несчастном случае

При получении травмы необходимо прекратить работу, позвонить в медпункт или вызвать «скорую помощь». Если пострадавшим является другой человек, ему надо оказать первую доврачебную помощь.

В инструкции следует описать способы остановки кровотечения с помощью давящей повязки, осуществления наружного массажа сердца и искусственного дыхания, а также наложения шин при травмах конечностей.

При возгорании

Требуется заглушить мотор, перекрыть поступление горючего из топливного бака, отсоединить аккумулятор. О происшествии надо сообщить диспетчеру, при необходимости вызвать пожарных.

Если возгорание произошло вблизи электросети (на расстоянии меньше 2 м), задействуется только порошковый или углекислотный огнетушитель, поскольку линия может быть незаземленной. При заливании пламени водой, использовании химического или пенного огнетушителя возможно поражение электротоком.  Место возгорания можно засыпать песком или накрыть специальным одеялом.

Важно подробно изложить порядок действий водителя при обнаружении обрыва электрокабеля, возгорании погрузчика из-за контакта с проводкой. Следует сообщить:

  • что нужно делать, чтобы избежать электротравматизма;
  • как помочь человеку, пострадавшему от действия электрического тока (освободить его от контакта с проводами);
  • как оказать первую медпомощь.

При неисправностях

Любые неисправности ТС могут стать причиной аварии, поэтому при их обнаружении необходимо прекратить работу, принять меры для устранения неполадок. При невозможности провести ремонт самостоятельно следует связаться со службой техпомощи, эвакуировать погрузчик в мастерскую.

О поломке техники надо сообщить диспетчеру, контролеру техсостояния автопарка.

По окончании работы

Водитель обязан:

  • осмотреть машину для выявления дефектов, подтекания масла, топлива, тормозной жидкости;
  • поставить погрузчик в специально отведенное место, включить стояночный тормоз, опустить грузоподъемное устройство, подложить упоры под колеса (гусеницы);
  • заглушить мотор, рычаги поставить в нейтральное положение;
  • навести порядок в кабине, убрать наружные загрязнения, закрыть дверцу машины ключом;
  • сообщить о состоянии ТС мастеру, начальнику смены.

Инструкция по ОТ создается для повышения безопасности работ, предотвращения производственного травматизма. Документ составляется в соответствии с профстандартом, в котором регламентируется квалификация водителей, правила их допуска к обслуживанию ТС. Предписания разрабатываются с учетом специфики предприятий, а также вредных факторов, воздействующих на водительский персонал.