Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Типовая инструкция по охране труда для водителя грузового автомобиля или пассажирского легкового: содержание

Руководство организаций, занимающихся транспортными грузопассажирскими перевозками, обязано, в первую очередь, заботиться о создании безопасных условий труда для своих работников. Важно организовать достойную подготовку водителей к выполнению служебных заданий, систематически проверять их квалификацию.

В целях знакомства с правилами безопасной работы и требованиями законов разрабатывается подробная инструкция по охране труда для водителя. При этом для работников, управляющих машинами разного типа, создаются отдельные пособия, в которых отражается специфика эксплуатации и обслуживания ТС. Кроме того, учитывается характер заданий, степень их опасности.

Понятие

Охрана труда водителей – это деятельность, связанная с контролем режимов их работы и отдыха, созданием безопасных производственных условий. В рамках ОТ проводятся систематические медосмотры водителей, их освидетельствование на алкоголь и наркотики. Шоферов обучают правилам безопасной работы с грузами, особенностям перевозки пассажиров. В программу инструктажей входит знакомство с обязательными действиями во время аварий, способами защиты от воздействия вредных факторов.

Регламентация

Организация и проведение мероприятий по ОТ регламентируется:

  1. Приказом Минтруда и соцзащиты № 871н (09.12.2020 г.) – о нормах и правилах организации ОТ на транспорте.
  2. Приказами Минтранса РФ № 282 (31.07.2020 г.) – о требованиях к квалификации водителей, работающих по договору с юрлицами и ИП.
  3. Приказ Минтранса № 424 (в ред. 12.01.2022 г.) – о режимах труда/отдыха водителей автотранспорта.
  4. Ст. 329 ФЗ № 197 (ред. 14.07.2022 г.) – о требованиях к учету времени работы и отдыха водителей.
  5. ТК и КоАП России.
  6. Постановление Минтруда и Минобразования № 1/29 – о ведении учетных журналов на предприятиях.
  7. Приказ № 16 (27.02.1996 г.) Департамента АТС Минтранса России – об утверждении типовой инструкции по охране труда (ИОТ) для водителей.

Необходимость

Инструкция по ОТ – это документ, разрабатываемый для снижения производственного травматизма и предотвращения профзаболеваний. Ее наличие значительно облегчает ознакомление работников с требованиями безопасности. В ней обобщается вся служебная и правовая информация, которую необходимо довести до водителей.

Разработка инструкции дает возможность контролировать соблюдение законодательных норм. Этот документ можно использовать при выяснении причин аварий и решении трудовых споров.

Инструкции по ОТ для водителей необходимы организациям или ИП, осуществляющим грузопассажирские перевозки. Такой документ нужен также компаниям, владеющим:

  • спецтехникой (седельными тягачами, автомобильными кранами, автобетоносмесителями, автосамосвалами, манипуляторами);
  • горной и с/х техникой;
  • машинами для перевозки продуктов (молоковозами, муковозами);
  • пожарными автомобилями, мусоровозами и другими подобными ТС.

Ответственность

За разработку инструкции отвечает сотрудник в должности ответственного за ОТ. Если количество работников превышает 700 человек, создается специальный отдел охраны труда, возглавляемый специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, опыт в организации ОТ. В компаниях с численностью работников меньше 50 ответственность за безопасность работ зачастую берет на себя ее руководитель.

Особенности разработки инструкций

Как указывается в статье 214 ТК РФ, работодатели обязаны обеспечить разработку и реализацию мер по созданию безопасных условий труда для своего персонала. Создание ИОТ – это одна из главных задач, решением которой занимается ответственный за ОТ. Учитываются рекомендации руководителей транспортного отдела и службы БДД, контролера техсостояния ТС, других уполномоченных должностных лиц.

Основные требования к разработке инструкции изложены в Приказе 772н Минтруда.

Как разрабатывается

Типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля составляется с учетом особенностей деятельности компании, а также конкретных условий работы сотрудника.

За основу берется типовой образец межотраслевой инструкции, в которую вносятся изменения и дополнения, касающиеся распорядка на данном предприятии.

Общие положения и перечень разделов типовой инструкции по ОТ для водителей утвержден Приказом № 16 Департамента автотранспорта РФ (27.02.1996 г.).

Готовый проект инструкции по ОТ согласуется с руководителями подразделений и служб предприятия, представителями профсоюза. Документ утверждается приказом директора фирмы.

Бесплатные образцы типовых ИОТ можно скачать здесь:

Для каких водителей предназначена типовая инструкция Источник в интернете
1. Электротележки, электрокара.

2. Водителя, направляемого в командировку.

3. Курьера.

4. Электропогрузчика.

5. Бензовоза.

6. Трайлера.

7. Легкового автомобиля.

8. Контейнеровоза.

9. Грузового автомобиля.

10. Перевозящего опасные грузы.

11. Снегохода «Буран».

12. Микроавтобуса «Газель».

13. Автотопливозаправщика.

14. Автопогрузчика (фронтального, заднего, бокового).

http://easylawyer.ru/инструкции%20по%20охране%20труда%20для%20различных%20специальностей
Для водителей автотранспорта https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=55178
Грузового автомобиля https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-OAO-RZHD-ot-23.09.2021-N-2077_r/
Автобуса, грузового автомобиля,

электропогрузчика, эвакуатора, легкового автомобиля.

Водителя-экспедитора.

https://www.kdelo.ru/art/385678-instruktsiya-po-ohrane-truda-dlya-voditelya-19-m12
Автотележки https://meganorm.ru/Data2/1/4293748/4293748138.pdf
Автоцистерны https://инструкция-по-охране-труда.рф/для-водителя-автоцистерны.html
Карьерного самосвала БелАЗ https://instruktor.ucoz.net/publ/instrukcija_po_okhrane_truda_dlja_voditelej_avtomobilej_belaz_gruzopodemnostju_30_42_tonn/1-1-0-804

Нюансы

В Приложениях к Приказу 16 Департамента автотранспорта РФ об оформлении ИОТ говорится о том, что в верхней части обложки указывается наименование фирмы. В центральной части – название инструкции, номер ее регистрации. Внизу – место и год выпуска.

На 1-й странице пишется название организации, фиксируются персональные данные и подписи руководителя, утвердившего документ, а также лиц, с которыми он согласован.

Здесь же указывается профиль работы водителя, для которого предназначена инструкция.

На обратной стороне последней страницы ставятся подписи руководителей компании, начальников энергослужбы и отдела ТБ, а также главного механика.

Пересмотр положений

Инструкции пересматриваются, дополняются или переписываются не реже 1 раза в 5 лет (а для операций с повышенными требованиями – раз в 3 года). Проверяется актуальность положений, их соответствие изменениям в законах и нормативах. Учитываются технологические новшества, модернизация транспортного оборудования, изменение условий труда водителей.

Дополнение. Если на предприятии происходит крупная авария, в которой виноват водитель, ИОТ может быть пересмотрена внепланово, чтобы дать более подробные указания и ужесточить требования к обеспечению безопасности.

Где должны храниться

Инструкции хранятся у руководителя организации или у специалиста по ОТ, регистрируются в учетном журнале, выдаются работникам под расписку. Когда срок действия документа истекает, его отправляют в архив. При необходимости ИОТ используют при оформления инвалидности, назначении пособий в связи с профзаболеваниями или работой во вредных условиях.

Журналы учета

В компаниях, эксплуатирующих ТС, разрабатываются отдельные инструкции по ОТ для работников разной специализации. Даже в небольшой строительной фирме могут понадобиться: инструкция по охране труда для водителя грузового автомобиля, электрокара, автопогрузчика, микроавтобуса для перевозки сотрудников.

Документацию регистрируют в журнале учета инструкций, который ведет ответственный за ОТ. Здесь записывается название, номер и дата утверждения документа, количество экземпляров.

Ведется также отдельный журнал выдачи инструкций, в котором фиксируются данные шофера, получившего документ на руки, срок пользования.

В крупных организациях по мере надобности дополнительно заводятся журналы учета СИЗ и спецодежды, а также выдачи нарядов на особо опасные работы (например, на перевозку сжиженных углеводородных газов) и другие документы.

Ответственный

Ответственным за организацию и проведение мероприятий по ОТ может быть человек, имеющий инженерную специальность, прошедший обучение по охране труда в объеме не менее 40 часов. После сдачи теста на квалификацию он получает удостоверение, действительное в течение 3 лет.

Требования к такому специалисту изложены в профстандарте, утвержденном Приказом Минтруда № 274н.

В должностные обязанности такого сотрудника входит:

  • проведение вводных инструктажей по ОТ для новых работников;
  • извещение водителей об изменении нормативов рабочего времени и отдыха, появлении новых законодательных актов;
  • выявление недостатков в обеспечении ОТ, оценка производственных рисков;
  • организация медосмотров, контроль процедуры медосвидетельствования водителей;
  • анализ причин травматизма и профзаболеваний;
  • ведение журналов учета и выдачи инструкций.

На больших предприятиях специалисту по охране труда выделяются помощники, контролирующие организацию ОТ на конкретных участках. Они проводят инструктажи на рабочих местах, выявляют нарушения, вносят предложения по усовершенствованию методов ОТ.

Состав

Конкретная форма и содержание ИОТ для водителей в законодательстве не регламентируется, однако в любом таком документе должно быть 5 обязательных разделов:

  1. Общие требования к водителям.
  2. Подготовка к началу работ.
  3. Требования к выполнению работ.
  4. Действия в аварийных ситуациях.
  5. Обязанности водителя после завершения работ.

Общие требования

Инструкция по охране труда водителя легкового автомобиля, спецтехники, грузовика, автобуса или другого ТС начинается с однотипных общих требований, в которых указывается, что на работу водителями принимаются лица не моложе 18 лет. Кандидат должен иметь водительские права  нужной категории.

В данном разделе перечисляются условия приема на работу и допуска к поездкам, а также обязанности водителя ТС и производственные риски. Оговаривается периодичность проверки знаний, продолжительность работы и отдыха.

Допуск

К работе водителем допускаются люди с хорошим зрением и слухом, у которых отсутствуют психические отклонения, серьезные сердечнососудистые заболевания.

Работать водителями не имеют права лица, склонные к злоупотреблению алкоголем, принимающие наркотические препараты.

Мероприятия

Претенденту требуется:

  • прохождение медосмотра у различных специалистов;
  • знакомство с вводной инструкцией и прохождение инструктажа по охране труда для водителей (непосредственно на рабочем месте);
  • обучение правилам ОТ, ТБ, электро- и пожарной безопасности;
  • знание приемов оказания первой медпомощи при несчастных случаях.

Обязанности

В данном разделе указывается, что водителю необходимо:

  • сдавать зачет на знание инструкции по ОТ каждый год;
  • раз в 3 месяца проходить повторный инструктаж, быть в курсе любых изменений в трудовом законодательстве, чтобы избежать штрафов;
  • проходить предрейсовые, послерейсовые и периодические медосмотры;
  • разбираться в эксплуатации тахографа, соблюдать режимы труда/отдыха;
  • знать пути и правила безопасного проезда по внутренней территории предприятия;
  • уметь пользоваться средствами ИЗ.

Водитель обязан сообщать диспетчеру и руководству компании о происшествиях в рейсе (поломке механики, ДТП, нарушениях в работе приборов и пр.).

Воздействие вредных и опасных производственных факторов

Перевозчик должен иметь полное представление о рисках и опасностях профессии, знать факторы вредного воздействия на организм, такие как:

  • контакт с движущимися механизмами, опасными грузами, тяжелым оборудованием;
  • вождение автомобиля при неблагоприятных погодно-климатических условиях (особенно в осенне-зимний период);
  • запыленность воздуха, постоянный шум мотора, сильная вибрация, нервные стрессы;
  • отсутствие нормальных условий для отдыха в дальних рейсах.

Перед началом работы

В данном блоке описываются предварительные мероприятия по обеспечению безопасности работы. В список включаются:

  • прохождение предрейсового медосмотра и инструктажа, получение допуска к работе;
  • оформление путевого листа;
  • проверка готовности автомобиля к эксплуатации: перечисляются все элементы, состояние которых надо проверить, чтобы избежать неприятностей во время выполнения задания;
  • описание порядка запуска двигателя: перечисляются недопустимые способы и действия, запрещенные правилами ТБ и ОТ.

Что должен проверить

Здесь следует указать, что перед началом работы водитель должен обязательно проверить техническое состояние ТС, то есть исправность:

  • аккумулятора;
  • тормозной системы;
  • рулевого управления;
  • стартера, глушителя;
  • колес и шин;
  • осветительных устройств, зеркал;
  • звуковой/световой сигнализации;
  • дверей, бортовых запоров;
  • климатической системы.

В машинах массой более 3,5 тонны требуется проверить наличие и исправность тахографа, а также персональных водительских карт.

Следует учесть специфику ТС и детализировать необходимую проверку.

Пример. Если составляется инструкция по охране труда для водителя электролаборатории, нужно указать, что перед работой требуется проверить состояние электротехнического оборудования, надежность фиксации приборов в лабораторном салоне.

Что запрещается

Важно указать, что правилами безопасности запрещено:

  • запускать двигатель машины методом буксировки;
  • прогревать мотор, коробку передач и другие элементы автомобиля с помощью открытого пламени;
  • выезжать на машине с удаленным воздушным фильтром;
  • пользоваться пусковой рукояткой без крайней необходимости, не соблюдая требований безопасности при ручной регулировке зажигания.

Во время работы

Здесь говорится о требованиях к соблюдению безопасности в ходе управления ТС, осуществления основных и вспомогательных операций. Конкретизируются меры предосторожности при перевозке пассажиров различных категорий (в том числе школьников, инвалидов). Водителей предупреждают о последствиях нарушения техники безопасности.

Основные правила

В данном разделе сообщается, что водитель должен:

  • выезжать с места парковки, убедившись в отсутствии людей и препятствий на пути;
  • пользоваться стояночным тормозом, прекращая движение;
  • перекрывать подачу топлива и выключать зажигание перед выходом из кабины;
  • использовать специальные упоры под колеса, чтобы избежать самопроизвольного смещения ТС;
  • безопасно совершать маневры (повороты, движение задним ходом);
  • аккуратно открывать пробку радиатора, чтобы не обжечься паром и горячей водой;
  • правильно производить заправку топлива;
  • работать в спецодежде, пользоваться защитными рукавицами на морозе;
  • соблюдать порядок осуществления погрузочно-разгрузочных работ, требования к эксплуатации механизмов, нормы загрузки;
  • следить за сохранностью перевозимого оборудования и материалов, соблюдать требования к их распределению и фиксации в кузове;
  • выдерживать расстояния между машинами и стенами во время езды и осуществления погрузки/разгрузки.

Для водителей автокранов и погрузчиков оговариваются правила закрепления и складирования грузов, фиксации подъемных устройств. Для шофера, управляющего самосвалом, подчеркивается, что выезжать на трассу можно только с опущенным кузовом.

Если разрабатывается инструкция по охране труда для водителей, выезжающих в командировку, то указывается, что по прибытии в конечный пункт нужно доложить руководству о цели приезда, следовать его указаниям. Водитель отвечает за выполнение заданий, которые предписаны в командировочном листе. Работает в соответствии с местным производственным графиком.

Основные запреты

Водителю запрещается:

  • курить и пользоваться открытым огнем на рабочем месте и в пункте заправки;
  • транспортировать неправильно упакованные грузы (особенно длинномерные, габаритные, опасные);
  • находиться в кабине или кузове авто при загрузке контейнеров;
  • перевозить людей в необорудованном кузове грузового автомобиля;
  • превышать нормы посадки пассажиров;
  • перевозить людей на подножках, при открытых дверях ТС, в неприспособленных прицепах;
  • подавать автомобиль на эстакаду, не имеющую ограждений;
  • перемещать ТС задним ходом без помощи вспомогательного работника, указывающего направление движения.

В аварийных ситуациях

В типовой инструкции по охране труда для водителя фиксируется порядок его действий при возникновении ДТП или несчастных случаев во время работы.

Предписывается следующее:

  • прекратить работу, известить руководство и спасательные службы о происшествии;
  • вызвать бригаду скорой помощи, принять меры для эвакуации людей и облегчения состояния пострадавших;
  • постараться потушить пожар, сохранить груз, предупредить дальнейшее ухудшение опасной ситуации;
  • обесточить аварийный объект, прекратить подачу топлива;
  • по возможности обеспечить сохранность обстановки на месте ДТП до приезда сотрудников ГИБДД, эвакуировать ТС только с их разрешения.

По окончании работы

Водитель обязан:

  • осмотреть автомобиль, доложить механику о его состоянии, неполадках, выявленных в пути (нетипичных стуках, проблемах с управлением, пропусках топлива, масла, тормозной жидкости, негерметичности выхлопного устройства);
  • привести в порядок салон, кабину и кузов автомобиля, очистить машину снаружи;
  • вынуть из тахографа персональную карту;
  • позаботиться о безопасной фиксации подъемных приспособлений и колес;
  • сдать диспетчеру путевой лист;
  • переодеться, предпринять меры сангигиены;
  • пройти послерейсовый медосмотр.

Чем полнее содержание инструкции по ОТ, тем лучше подготовка водителя к выполнению производственных заданий, больше шансов на безопасное и точное соблюдение законодательных требований. В образцах, составленных для водителей разных профессий и вида деятельности, имеются обязательные общие требования.

При составлении инструкции по ОТ в конкретной организации необходимо учитывать особенности перевозки, детализировать производственные угрозы, указать способы обеспечения безопасности труда.