Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Соглашения ЕСТР о режиме труда водителей: соблюдение норм и компенсация

На аварии, произошедшие с автобусами и грузовыми автомобилями, приходится 20–30 % ДТП от общего числа дорожно-транспортных происшествий в мире. В 50 % случаев участники аварий получают тяжелые увечья или травмы, не совместимые с жизнью.

Основная проблема большого количества происшествий с грузовиками и автобусами – в накопленной усталости водителей, не соблюдающих режимы труда и отдыха. Уставший водитель может не отреагировать своевременно на возникшую опасность.

Кроме того, большие габариты и вес грузовиков и автобусов снижают маневренность транспорта и не позволяют вовремя увести машину с траектории столкновения.

В целях снижения количества ДТП с грузовой и пассажирской техникой на конвенции генеральной ассамблеи ООН более 50 лет назад было принято соглашение, которое включало единые требования к рабочим сменам водителей.

Рассмотрим, какие требования содержит ЕСТР в 2022 году, в каких странах оно действует и чем отличается от российского законодательства.

Понятие

ЕСТР расшифровывается как «европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств». Этот документ регламентирует правила организации рабочих смен водителей, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки на территории стран Европы.

В соглашении содержатся:

  • условия, предъявляемые к водителям на международных рейсах;
  • регламент продолжительности рабочих смен шоферов, ежедневного и еженедельного отдыха;
  • предельное количество часов, которое водителю можно провести за рулем автомобиля в сутки, в неделю и в течение двух рабочих недель.

ЕСТР последней редакции (2022 г.) представляет собой нормативный документ в формате справочника для водителей, где приведены определения понятий ПДД, рассмотрены объекты дорожного движения. Справочная информация структурирована по отдельным главам для простоты поиска нужных данных.

Назначение

Соглашение ЕСТР разрабатывалось представителями Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН и Международной организации труда (МОТ) ООН.

Текст ЕСТР был принят 01.06.1970 г. в Женеве на конвенции ООН и передан на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Документ вступил в действие 05.01.1976 г.

Соглашение было принято для развития и улучшения международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов, повышения безопасности дорожного движения, регламентации единых режимов работы и отдыха водителей.

Государства, подписавшие ЕСТР (все страны Европы), обязались соблюдать требования соглашения по режимам труда водителей, выполняющих международные поездки, и принимать меры в тех случаях, когда работники допускают нарушения установленных правил.

Действие ЕСТР распространяется на все международные перевозки, которые осуществляются транспортными компаниями, зарегистрированными в странах, подписавших соглашение.

Кроме того, если организация-перевозчик направляет свои автомобили в страну, не подписавшую соглашение, водители компании все равно должны соблюдать международные правила безопасности на дорогах и требования к режимам труда и отдыха.

Действие ЕСТР не распространяется на такой транспорт:

  • имеющий конструктивно ограниченное количество пассажирских мест, позволяющий перевозить не более 8 человек;
  • занятый на постоянных пассажироперевозках по маршрутам протяженностью до 50 км;
  • максимальная скорость движения которого не может превышать 30 км/час (сельхозтехника, трактора);
  • грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой (РММ) до 3,5 тонны;
  • используемый экстренными службами, государственными ведомствами, органами правопорядка;
  • используемый коммунальными службами и частными компаниями для чистки канализаций, выполнения ремонтов дорожного покрытия, сбора и утилизации мусора, транспортировки почтовых отправлений;
  • автомобили компаний теле- и радиовещания, используемые для перевозки телевизионного оборудования, радиопередатчиков, радиоприемников и пр.;
  • участвующий в проведении спасательных операций и в медицинских целях;
  • перевозящий оборудование для выездных цирков, ярмарок, аттракционов;
  • специальная аварийная техника;
  • автомобили, которые не сданы в эксплуатацию и проходят дорожные испытания;
  • не занятый в коммерческих перевозках, на котором транспортируется груз в личных целях водителя;
  • молоковозы, техника для перевозки молочной тары или кормов для животных.

Состав

Единое соглашение о работе транспортных экипажей разбито на несколько разделов и состоит из таких глав:

№ главы Название
1 Общие положения
2 Область применения
3 Применение некоторых положений Соглашения к автомобильным перевозкам, совершаемым транспортными средствами государств, не являющихся договаривающимися сторонами
4 Общие принципы
5 Члены экипажа
6 Продолжительность управления
7 Перерывы
8 Продолжительность отдыха
9 Изъятия
10 Контрольное устройство
11 Контроль, осуществляемый предприятием
12 Меры по обеспечению применения Соглашения
13 Переходные положения
14-25 Заключительные положения
Приложение Контрольное устройство (тахограф)
Добавление 1 «Требования к конструкции, проверке, установке и инспекции контрольного устройства»
Добавление 1В «Требования к конструкции, испытанию, установке и осмотру цифрового контрольного устройства, используемого на автомобильном транспорте»
Добавление 2 «Знак и свидетельства официального утверждения продукции»

Поправки

После утверждения Соглашения о работе транспортных экипажей на международных перевозках в текст документа вносилось несколько поправок в целях улучшения его содержания с учетом технического прогресса. Текст ЕСТР должен соответствовать международному законодательству в области безопасности дорожного движения и нормативным актам Евросоюза, касающимся продолжительности работы и отдыха водителей.

В первоначальный текст документа вносились изменения в 1983, 1992, 1995, 2004, 2006 и 2010 гг.

Соглашение ЕСТР последней редакции содержит такие поправки:

  • в статье 1 введены понятия «перерыв», «ежедневный нормальный и сокращенный период отдыха», «еженедельный нормальный и сокращенный период отдыха», «другая работа», «период управления», «еженедельная продолжительность управления»;
  • в ст. 2 п. 1 изменены условия распространения правил и требований ЕСТР, которые теперь распространяются не только на страны, подписавшие соглашение, но и на государства, в которые отправляются грузы из стран, подписавших документ;
  • в ст. 3 п. 2 изменены условия использования тахографов для автомобилей, зарегистрированных в странах, не подписавших Соглашение: если в транспорте нет контрольного устройства, для подтверждения факта соблюдения водителем режимов труда и отдыха достаточно ручного ведения бланков учета рабочего времени;
  • в ст. 6, 7, 8 изменены промежутки времени, в течение которых водителю можно находиться за рулем, выполнять сторонние работы и отдыхать;
  • согласно поправкам в ст. 8 Соглашения, время, которое затрачивает водитель на то, чтобы добраться от места проживания до места размещения рабочего автомобиля, учитывается в рабочую смену и не отнимается от времени, выделенного на отдых;
  • изменены типовые бланки, приведенные в ст. 13 ЕСТР.

Режим труда и отдыха

Требования и правила, режим труда и отдыха водителей, приведенные в Едином соглашении о работе международных транспортных экипажей, распространяются на все виды перевозок между странами, подписавшими Соглашение.

Кроме того, если компания-перевозчик отправляет свои автомобили в страну, не подписавшую соглашение, водители компании все равно должны соблюдать международные правила безопасности на дорогах и требования к режимам труда и отдыха.

Продолжительность управления

К продолжительности управления транспортным средством предъявляются такие требования в ЕСТР:

  • ежедневная продолжительность управления автомобилем (промежуток между длительными перерывами на отдых) должна быть не более 9 часов;
  • дважды в неделю допускается увеличивать ежедневную продолжительность управления ТС до 10 часов;
  • после 6 рабочих смен («ежедневных периодов управления») водителю полагается выходной («еженедельный период отдыха») согласно п. 3 ст. 8 ЕСТР;
  • шестая рабочая смена в неделе проходит по сокращенному графику – не более 5 часов управления транспортом;
  • шестая смена может проходить не по сокращенному графику, если в течение рабочей недели водитель отработал менее 40 часов за рулем транспорта;
  • если водитель передвигается по длительным международным маршрутам, допускается работа без еженедельного отдыха в течение 12 смен;
  • суммарное количество часов, которые проводит водитель за рулем при 12-дневных интервалах работы, не должно превышать 90 часов.

Перерывы на отдых

Соглашением установлены такие требования к периодам отдыха водителя:

  • после поездки, продолжавшейся 4,5 часа, шофер обязан сделать перерыв на отдых длительностью 45 минут;
  • в зависимости от условий труда 45-минутный перерыв может быть заменен короткими перерывами по 15 минут через каждые 2 часа езды;
  • при перерывах водителю разрешается только отдыхать – другие виды работ запрещены;
  • если транспорт перемещается на пароме, время переправы водитель может использовать для отдыха – другие виды деятельности запрещаются;
  • время ожидания (например, оформления документов) учитывается как рабочее время и к категории «других работ» не относится;
  • кратковременные перерывы не относятся к ежедневному отдыху и не влияют на продолжительность длительных перерывов между рабочими сменами.

Продолжительность отдыха

В ЕСТР установлены такие требования к длительности отдыха между сменами и рабочими неделями водителей:

  • после каждой рабочей смены шоферу предоставляется ежедневный непрерывный отдых продолжительностью не менее 11 часов;
  • ежедневный отдых может быть сокращен до 9 часов не более трех раз за рабочую неделю;
  • если промежуток времени на отдых водителя сокращался, ему должна быть предоставлена компенсация в виде дополнительного выходного дня до конца следующей рабочей недели;
  • допускается разделение рабочего дня шофера на 2–3 периода – в таком случае суммарная продолжительность ежедневного отдыха увеличивается до 12 часов и один из промежутков продолжительного перерыва должен составлять не менее 8 часов;
  • если автомобилем управляет водитель со сменщиком, каждый из них должен отдохнуть по 8 часов за 30 часов управления транспортом;
  • после 5–6 рабочих смен у водителя должен быть еженедельный отдых, который длится 45 часов непрерывно (выходной);
  • продолжительность выходных может быть сокращена для выполнения срочных задач до 36 часов, если у водителя имеется возможность провести выходной дома, либо до 24 часов, если предстоит длительный выезд и выходной день сотрудник проведет в командировке;
  • в течение следующих двух недель после сокращенного выходного работнику предоставляется дополнительный день отдыха в качестве компенсации;
  • при выполнении работ по пассажироперевозкам шофер может отработать две рабочие недели и суммировать выходные дни, получая 4 дня отдыха каждые 10 рабочих смен;
  • дополнительный день отдыха может быть присоединен к планируемым выходным следующей недели;
  • дополнительное время отдыха, которым компенсируется сокращение ежедневных длительных перерывов, добавляется к другим периодам отдыха;
  • ежедневный отдых водителей-дальнобойщиков может проходить прямо в автомобиле, если он оснащается спальным местом;

Отдельное внимание следует уделить периодам, когда транспортное средство перевозится на пароме или поезде:

  • промежуток времени, пока автомобиль перемещается, не относится к ежедневному периоду отдыха водителя;
  • перемещать транспорт можно только в рабочее время;
  • если есть срочная необходимость, ежедневный отдых шофера может быть прерван для перевозки автомобиля на пароме или поезде, но только в том случае, если вся процедура займет не более одного часа;
  • после перерыва на транспортировку водитель обязан отдохнуть оставшееся время и только потом начать новую рабочую смену;
  • на ежедневный отдых отводится на 2 часа больше, если этот период прерывается для перевозки автомобиля.

Исключения

Водителю разрешается отступать от требований ЕСТР в нескольких случаях:

  • нарушить заложенные в тахограф маршруты движения, если есть необходимость поиска удобного и безопасного места для стоянки;
  • нарушить установленные интервалы времени работы, если водителю нужно продолжить движение, чтобы обеспечить безопасность себе и пассажирам, защитить автомобиль или груз.

О причинах нарушения правил Соглашения водитель отчитывается, составляя отчетную ведомость. К отчету добавляется распечатка тахографа, где прибором зафиксировано время и тип нарушения.

Сходства и различия с нормами РФ

Требования европейского и российского законодательства по регулированию режимов труда и отдыха водителей имеют некоторые отличия.

В России время работы и перерывов шоферов регулируется такими нормативными актами:

  1. Правила дорожного движения РФ, раздел «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха».
  2. Приказ Министерства транспорта РФ № 15 «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» от 20.08.2004 г.

Что необходимо для международных автоперевозок

Согласно Федеральному закону РФ № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24.07.1998 г.: если в процессе выполнения рейса автомобиль пересекает российскую границу, перевозка приобретает статус международной. То есть, начиная с момента выезда коммерческого автомобиля из автопарка и до его возвращения на автобазу водитель обязан придерживаться европейских требований по режимам работы и перерывов.

Требования ЕСТР должны выполняться даже в том случае, если основная часть пути транспорта проходит по российской территории.

Для международных перевозок нужно:

  • оснастить автомобиль тахографом европейского образца, соответствующим требованиям Соглашения о международных перевозках;
  • оформить шоферу, выезжающему на международные рейсы, карту водителя для доступа к управлению тахографом;
  • оформить карту МАП для международных перевозок, которая позволяет ездить по дорогам РФ с тахографом ЕСТР.

Первым делом необходимо установить новый тахограф, соответствующий нормам ЕСТР. Прежний прибор уничтожается в присутствии соответствующей комиссии, что сопровождается заполнением специальных актов. Старое тахографическое оборудование можно установить на другой автомобиль, но с обязательной заменой криптографического блока на новый.

Следующий шаг – оформление новой карты водителя и карточки доступа на транспортное средство к международным перевозкам.

Сходства

Европейским и российским законодательством предусмотрена одинаковая ежедневная продолжительность управления грузовым и пассажирским транспортом с РММ от 3,5 т – не более 9 часов.

Также одинаковые требования касаются:

  • интервалов отдыха в процессе работы – 45 минут;
  • количества часов за рулем в неделю – не более 56;
  • количества часов езды за две недели – не более 90.

В обоих случаях допускается деление рабочего дня шофера на 2–3 части, но с условием увеличения продолжительности ежедневного отдыха до 12 часов, один из периодов которого продолжается не менее 8 часов.

Различия

Различия в законодательстве РФ и ЕСТР, касающиеся режимов труда водителей, представлены в таблице.

Описание Российские нормы Европейские нормы
45-минутный отдых между непрерывной работой Каждые 4 часа Каждые 4,5 часа
Замена 45-минутных перерывов 15-минутными, которые делаются через каждые 2 часа управления автомобилем Допускается Допускается после поправок от 20.09.2010 года
Продолжительность выходных 42 часа 45 часов
Сокращение выходных Допускается до 24 часов Не допускается
Частота выходных Не определена: выходные дни могут назначаться водителю через любые промежутки времени Определена: выходные дни не реже чем после каждых 6 смен или каждые 12 смен на длительных рейсах

Особенности компенсации

Иногда в связи с необходимостью выполнения срочных рабочих задач время отдыха шоферов может сокращаться на несколько часов.

Затраты личного времени могут компенсироваться: водителю предоставляются дополнительные часы, которые добавляются к еженедельному отдыху.

ЕСТР не предполагает компенсаций за сокращение времени ежедневного непрерывного отдыха водителей.

В российском законодательстве предусматривается предоставление водителю дополнительных часов отдыха, если в течение рабочей его отдых между сменами был сокращен (не более трех раз в неделю и не более 2 часов в день).

Орган контроля

Контроль по соблюдению требований ЕСТР и российского законодательства по регулированию норм рабочего времени на территории РФ осуществляется Ространснадзором. Инспекторы службы не имеют права самостоятельно останавливать транспорт для проверок, поэтому работают вместе с сотрудниками ГИБДД.

Обычно Ространснадзор проводит проверки соблюдения водителями режимов труда и отдыха в местах весогабаритного контроля.

Проверяется следующее:

  • состояние заводских пломб и калибровочных табличек на тахографах;
  • состояние прибора учета времени работы и отдыха водителя, целостность основных элементов управления;
  • наличие допущенных работником нарушений времени труда и перерывов в меню прибора;
  • сводный суточный отчет из памяти тахографа, где отображаются периоды движения, отдыха и время выполнения других работ.

Наказания

Если при проверке выяснится, что водитель нарушает режимы труда и отдыха, не умеет пользоваться контрольным прибором либо тахограф неисправен, будет наложен штраф по ст.11.23 КоАП РФ. Административное взыскание ожидает не только водителя, но и всех лиц, причастных к нарушению:

  • водитель, непосредственно допустивший нарушение установленных режимов работы и отдыха – 3–5 тыс. рублей;
  • лицо, ответственное за контроль состояния тахографа, допустившее выезд на линию автомобиля с неисправным контрольным прибором – 7–10 тыс. рублей;
  • индивидуальный предприниматель, допустивший административное правонарушение – 15–20 тыс. рублей;
  • работодатель, по вине которого произошло нарушение трудовых режимов – 20–50 тыс. рублей.

Штрафные санкции могут суммироваться. То есть оштрафован может быть водитель, ответственный механик и директор транспортной компании. В таком случае суммарный размер взыскания составит от 30 до 65 тыс. рублей.

Особенности водительских карт

В зависимости от вида контрольного прибора, установленного в автомобиле, применяется два типа карт водителя. Для европейских тахографов нужна карта формата ЕСТР, для отечественных – карта для СКЗИ.

Отечественные тахографы устанавливают только на коммерческий транспорт, который не покидает границы РФ. Аббревиатура СКЗИ расшифровывается как «средство криптографической защиты информации». Это дополнительный модуль, устанавливаемый в контрольный прибор для шифрования собираемых данных.

Карта водителя в СКЗИ выполняет роль ключа для доступа к зашифрованным данным.

Использование

Карта водителя – идентификатор, вставляемый в считыватель тахографа для того, чтобы прибор распознавал личность шофера и предоставлял доступ к управлению базовыми функциями устройства: выбору режимов труда, распечатке отчетов, изменению некоторых настроек.

Каждая карточка оснащается встроенным микрочипом, благодаря которому происходит распознавание личности шофера. Чип служит еще и ячейкой памяти, в которую сохраняется информация об отработанных нормо-часах и перерывах, проведенном времени в пути, пробеге и местоположении транспортного средства.

Данные с карты можно выгрузить на рабочий компьютер для расшифровки, анализа, ведения статистики по отработанным часам наемных водителей, формирования зарплатных ведомостей. Карточка водителя выглядит, как обычный банковский пластик.

На лицевую сторону наносятся личные данные водителя, его фотография, копия подписи, адрес сервисного центра, изготовившего идентификатор.

На обороте размещаются контакты встроенного микрочипа для соединения с тахографом и расшифровка обозначений на лицевой стороне.

Водитель должен:

  • обеспечить пользование картой по назначению;
  • не повреждать пластик, контактную поверхность микрочипа;
  • не оставлять идентификатор рядом с источниками магнитного поля, чтобы встроенная электроника не повредилась;
  • менять карту по истечении срока ее эксплуатации.

Отличия

Основное отличие между картами – совместимость. Карту от тахографа ЕСТР нельзя вставить в российский контрольный прибор с СКЗИ. Соответственно, карточки от отечественных устройств не подходят для европейских.

Также между двумя типами карт есть отличия во внешнем виде, серийных номерах и защитных элементах.

Внешний вид

Размеры, материалы, расположение контактной площадки на задней поверхности идентичны у обеих типов карт.

Внешние отличия карт ЕСТР и СКЗИ в следующем:

  • разная расцветка;
  • ФИО водителя на европейской карточке печатается на двух языках;
  • разный вид водяных знаков.

Серийный номер

Отличия серийных номеров двух типов карт в том, что маркировка СКЗИ начинается с нескольких нулей в начале номера, а ЕСТР – с буквенного обозначения RUD.

Защитные элементы

К тахографу СКЗИ можно получить доступ при помощи карточки водителя и личного ПИН-кода. Если PIN будет введен неправильно, контрольный прибор заблокируется.

Европейские тахографы не предусматривают такие меры безопасности.

Цена

Стоимость изготовления карточек ЕСТР обычно выше, чем карт для СКЗИ.

Однако стоит учитывать, что обслуживание европейских тахографов обходится дешевле, так как контрольные приборы с ЕСТР не требуют замены криптографического модуля каждые три года, как в отечественных тахографах.

Карты могут быть изготовлены в представительствах ФБУ «Росавтотранс» – подведомственной службы Министерства транспорта РФ. Также можно заказать идентификатор в частных фирмах.

Примеры цен на изготовление карт водителя в нескольких сервисных центрах Москвы приведены в таблице.

Название компании Цена услуги по изготовлению карты водителя, рублей
ЕСТР СКЗИ
ФБУ «Росавтотранс» 3700 3500
ООО «ТахоЦентр» 4890 4090
ООО «РЦТ» 4200 3900
ООО «ТранзитТахо» 5900 4100
ООО «Тахоконтроль» 4300 3900
Обратите внимание! Некоторые организации позволяют подать заявку на изготовление или восстановление карточек онлайн. Для этого достаточно скачать с сайта сервисного центра заявление на производство карты водителя, заполнить форму, приложить сканированные копии личных документов и отправить на почтовый ящик компании.

Как выбрать, что устанавливать

Контрольными приборами должны оснащаться все транспортные средства, задействованные в коммерческих перевозках грузов и пассажиров.

Чтобы выбрать правильный тип тахографа, нужно определиться с планируемой географией грузо- и пассажироперевозок. Если транспортная компания или водитель планируют заниматься перевозками только на территории РФ, достаточно тахографа с СКЗИ. Однако нужно понимать, что автомобиль с отечественным контрольным прибором не может пересекать российскую границу. Выезд будет возможен только после демонтажа устройства.

Кроме того, разрешаются к установке только отечественные тахографы, внесенные в реестр приборов, допущенных к монтажу на территории РФ.

Для международных рейсов подойдет только европейский тахограф ЕСТР. Преимущество таких контрольных приборов в том, что с ними можно выполнять рейсы и по России, и по странам Европы. Для автомобилей с европейскими устройствами контроля нужно дополнительно оформить карту МАП – разрешение на международные перевозки.

Оснащение грузового или пассажирского транспорта европейскими тахографами более выгодно для владельца, так как ЕСТР-приборы не требуют замены криптографических модулей каждые три года и нуждаются лишь в периодической диагностике и калибровках для обеспечения точности собираемых данных.

ЕСТР было принято для повышения уровня безопасности дорожного движения, снижения количества аварий с участием грузового и пассажирского транспорта. Действие Соглашения распространяется на:

  • страны, подписавшие его;
  • государства, которые не подписали договор, но отправляют или принимают грузы и пассажиров из стран, подписавших ЕСТР.

Требования соглашения и контрольные приборы, которыми оснащаются коммерческие автомобили, вынуждают водителей соблюдать нормы труда и отдыха, исключая переработки. Достаточное количество часов отдыха в день позволяет шоферам поддерживать высокий уровень внимательности за рулем, что положительно сказывается на общем уровне безопасности дорожного движения. Отдохнувший водитель допускает меньше ошибок за рулем, своевременно реагирует на изменения дорожной обстановки, что минимизирует риск возникновения ДТП в рейсе.