Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Режим труда и отдыха водителя легкового автомобиля в командировке и на предприятии: продолжительность дня работы

Соблюдение режима труда и отдыха водителей влияет на их психологическое состояние и сохранение внимательности за рулем. Тем самым обеспечивается безопасность всех участников дорожного движения, снижается риск возникновения аварий.

В статье расскажем, что такое режим работы водителя легкового автомобиля, как учитывается отработанное время и контролируется соблюдение норм трудового законодательства в 2022 году.

Понятие

Режим труда и отдыха водителя легкового автомобиля – это чередование работы и перерывов по определенным правилам.

Соблюдение режима труда и отдыха – один из способов защитить здоровье водителей и повысить безопасность дорожного движения.

Во время рабочей смены шофер должен заниматься выполнением обязанностей согласно трудовому договору, правилам внутреннего трудового распорядка компании.

В рабочее время водителя входит:

  • период управления рабочим автотранспортом;
  • время, которое не связано с вождением автомобиля, но затрачивается на заправку, техобслуживание, медосмотр, техосмотр до рейса и после него, стоянку при погрузочных/разгрузочных работах, простой не по вине шофера;
  • специальные перерывы во время длительного нахождения за рулем, составляющие не менее 45 минут, которые нужно устраивать после каждых 4 часов управления ТС;
  • перерывы на обед.

Регламентация

Режимы работы и отдыха водителей в РФ регулируются такими нормативным актами:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом № 197-ФЗ от 21.12.2001 г.
  2. Приказ Минтранса РФ № 424 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» от 16.10.2020 г.
  3. Приказ Минтруда России № 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении спецоценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
  4. СанПиН 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей».

Кроме того, работа и отдых водителей регламентируется:

  • трудовым договором, заключаемым между работодателем и шофером;
  • коллективным договором на предприятии.

В странах Европы действует единый документ, содержащий нормы труда и отдыха шоферов – «Европейское соглашение о работе транспортных экипажей (ЕСТР)».

Графики работ

Графики работы водителей составляются работодателем для всех водителей на каждый месяц. Учет рабочего времени ведется:

  • по количеству рабочих дней за месяц при нормированном графике, когда все смены имеют одну продолжительность;
  • по количеству отработанных часов за месяц при ненормированном режиме труда, когда количество и длительность смен меняются.

Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка компании, где он работает. Также условия работы прописываются в трудовом договоре между шофером и работодателем.

График водителя включает длительность смен, количество и продолжительность перерывов, выходные дни.

Графики работ делятся на три вида: сменный, разрывной, ненормированный.

Сменный

Водитель работает в дневную, вечернюю или ночную смену по графику, разрабатываемому руководством. Порядок смен составляется заранее и шофер знакомится с ним за месяц до начала введения в действие. Например, в начале сентября сотрудник уже должен знать, когда и какие смены у него будут в октябре.

При этом все смены имеют одинаковую продолжительность, установленное количество перерывов, время обеда.

Разрывной

При разрывном графике смена водителя делится на рабочие периоды с долгими перерывами между ними. Такой вариант выбирают, если шофер делает несколько поездок в день.

Например, если нужно утром развезти сотрудников предприятия по рабочим цехам, в обеденный перерыв – отвезти в столовую, вечером – собрать рабочих и подвезти к проходной. В промежутках между поездками водитель может находиться дома.

Разрывной рабочий день у водителей легкового автомобиля и другого транспорта исключает переработки, если соблюдаются требования:

  • общая длительность рабочих периодов за смену – не больше 10 часов;
  • перерыв после первого рабочего периода – не меньше 4 часов.
На заметку. Такой вид графика тоже может планироваться. Разрывной график работы водителей легковых автомобилей предполагает, что сотрудник знает заранее, в какое время суток ему нужно выйти на работу.

Ненормированный

При ненормированном графике водителя вызывают на работу, когда есть необходимость перевезти пассажиров или груз. В остальное время сотрудник может не находиться на рабочем месте. Спланировать количество часов в смене при ненормированном графике невозможно. Шофер должен быть готов сесть за руль автомобиля после указания руководства.

Из чего состоит рабочее время

Рабочее время водителя включает:

  • время управления автомобилем;
  • перерывы в работе, обед;
  • время, которое тратится на работы, не связанные с управлением машиной.

К последнему пункту списка относятся такие виды деятельности водителя:

  • подготовка транспорта к выезду на маршрут и к стоянке после возвращения;
  • работы в транзитных пунктах при длительных поездках;
  • медосмотр перед сменой и после нее;
  • ожидание погрузки или разгрузки, посадки или высадки пассажиров;
  • простой в работе не по вине водителя;
  • ремонт автомобиля в дороге, если для этого не нужно буксировать транспорт на СТО;
  • другие виды работ или перерывов, которые могут быть предусмотрены в трудовом или коллективном договоре, приказах на предприятии.
Справка. Если автомобилем управляет экипаж водителей, в рабочий период не включается время, которое один из них проводит в ожидании своей смены, пока за рулем находится напарник. Это время не засчитывается при начислении заработной платы, но может оплачиваться дополнительным вознаграждением от руководства.

Каким бывает отдых

Отдых – личное время водителя, которым он распоряжается по своему усмотрению. В этот период не работают и не занимаются ремонтом автомобиля.

Отдыхом считается:

  • обеденный перерыв;
  • выходные дни;
  • перерывы между рабочими сменами, когда после трудового дня водитель отправляется домой либо останавливается на длительный отдых в многодневных рейсах;
  • перерыв между частями смены при разрывном графике работы;
  • основные и дополнительные отпуска.
Кстати! Обед и короткие перерывы между управлением ТС засчитываются в рабочее время шофера.

Предоставление дополнительного времени отдыха

Согласно ст. 69, 116, 213 ТК РФ, дополнительные отпуска предоставляются водителям, работающим:

  • в тяжелых, вредных или опасных условиях;
  • по ненормированному графику;
  • в условиях, когда человек испытывает психологическую и эмоциональную нагрузку;
  • на Крайнем Севере и в регионах, приравненных к нему.

Дополнительный отпуск предоставляется независимо от условий работы:

  • шоферам, пострадавшим во время выполнения служебных задач;
  • лицам с группой инвалидности, позволяющей работать водителем;
  • ликвидаторам чернобыльской аварии.

По желанию руководства предприятия дополнительный отпуск может быть предоставлен любому сотруднику, если это не противоречит нормам Трудового кодекса РФ.

Правила предоставления дополнительного отпуска водителям:

  1. Добавляется к основному годовому отпуску либо может предоставляться отдельно.
  2. Может переноситься на следующий год, если отпуск предоставлен не за вредные условия труда.
  3. Можно разделить на несколько частей.
  4. Для его получения нужно отработать 6 месяцев с момента трудоустройства на новом месте. Однако работодатель может предоставить водителю дополнительный отпуск «авансом».
  5. Сотрудник может не использовать дополнительный отпуск и получить за него денежную компенсацию. Если дополнительные дни отдыха даются для оздоровления из-за вредных условий труда, шофер должен использовать не менее 7 дней такого отпуска, а денежная компенсация выплачивается за оставшиеся дни.
  6. Если дополнительные дни отпуска пересекаются с государственными праздниками, продолжительность отдыха увеличивается.

Особенности в командировке

Командировка водителя – разовый выезд для выполнения рабочих задач за пределы предприятия или вне обычных маршрутов движения на определенный срок. Если шофер постоянно выезжает за территорию компании, это называется разъездной работой и командировками не считается (п. 3 ст. 166 ТК РФ).

Режим труда и отдыха водителя легкового автомобиля в командировке отличается учетом времени. При командировках ведется суммированный учет рабочих часов, так как сотрудник не сможет соблюдать нормированный график труда в длительных поездках.

Шофер в командировке может провести за рулем до 12 часов, если ему нужно время на то, чтобы доехать до места ночлега или парковки.

Для заполнения табеля после командировок используется информация из путевых листов, данные тахографа (если он установлен в автомобиле).

Как производится учет

Для учета количества часов, отработанных водителем, применяется два способа: ежедневный и суммированный (выбор одного из них зависит от режима труда шофера).

Ежедневный

Ежедневный учет подходит для шоферов, которые трудятся по нормированному графику и отрабатывают в неделю не более 40 часов. До 31.12.2020 г. действовало ограничение по длительности смен водителя. При 5-дневной рабочей неделе смена должна была длиться не более 8 часов, а при 6-дневной – не более 7 ч. С 01.01.2021 г. это ограничение снято.

При ежедневном учете в табель водителя вносится количество отработанных дней.

Суммированный

Суммированный учет применяется, когда режим труда водителей не нормирован.

При таком учете считается выработка за месяц, а длительность смены ограничена 10-ю часами.

Продолжительность трудового дня может быть увеличена до 12 часов, если водителю нужно больше времени, чтобы добраться до места отдыха или завершить рейс, а также если он работает;

  • на маршрутном транспорте;
  • в коммунальных, государственных, экстренных и аварийных службах;
  • водителем руководителя предприятия;
  • на инкассаторской машине;
  • в службе такси;
  • вахтовым методом.

Сверхурочные часы, отработанные при суммированном учете рабочего времени, оплачиваются в двойном размере (ст. 106 КЗоТ РФ).

Разделение на части

До 01.01.2021 г. график водителей легковых автомобилей в представительствах органов власти, маршрутных автобусов можно было разделить на части. Условие – первая часть рабочей смены при разделении должна быть не больше 5 часов.

Перерыв между частями смены допускался:

  • не более 3 часов (для водителей автобусов на городских маршрутах);
  • не более 5 часов (для водителей легковых авто).

Обед не включался в перерыв между частями смены.

Разберем пример разделения графика водителя на части:

Период Занимаемое время Включено в рабочее время, ч
Управление автомобилем 7:00–11:00 (4 ч) 4
Перерыв между частями смены 11:00–14:00 (3 ч) 0
Обед 14:00–15:00 (1 ч) 0
Управление автомобилем 15:00–19:00 (4 ч) 4
ИТОГ 12 часов 8 часов

Деление смены на части можно использовать, если, например, шофер занят перевозкой сотрудников на предприятие перед началом работы и после трудового дня.

Ненормированный рабочий день

Ненормированным называется рабочий день, длительность которого может быть больше 8–12 часов и за календарную неделю – больше 40 часов, при этом выходные предоставляются на общих основаниях с остальными сотрудниками (например, суббота и воскресенье).

Ненормированный график труда может быть установлен работодателем для водителей легковых автомобилей либо шоферов машин в геологических экспедициях (согласно ст.101 ТК РФ).

Время управления автомобилем

Водителю разрешается управлять автомобилем не более 9 часов в день.

Переработки и недостаток отдыха негативно влияют на внимательность сотрудника за рулем. Шофер, у которого снижена концентрация внимания, не в состоянии быстро реагировать на изменение дорожной обстановки и может попасть в ДТП.

Трудовым кодексом РФ и ЕСТР допускается нахождение за рулем в течение 10 часов в день, но не более 3-х раз в неделю. Лишние отработанные часы должны предоставляться водителю в виде дополнительного отдыха. Например, если с понедельника по среду работник провел за рулем по 10 часов, в пятницу его рабочий день может быть сокращен на 3 часа.

Специальные перерывы, включающиеся во время работы

Специальные перерывы – промежутки времени, которые положены всем водителям для отдыха от вождения автомобиля. До 05.06.2018 г. предоставление такого вида отдыха полагалось только шоферам на междугородных рейсах.

Спецперерыв устраивается каждые 4 часа (по законодательству РФ) или каждые 4,5 часа (по ЕСТР) и длится 45 минут. Перерыв может делиться на части. Водителю можно делать кратковременные остановки сначала на 15, затем на 30 минут каждые 2 часа. То есть график движения и остановок будет выглядеть так:

2 часа езды – 15 минут отдыха – 2 часа езды – 30 минут отдыха – 2 часа езды – 15 минут отдыха (далее схема повторяется).

Исключения

Для некоторых категорий водителей не может быть установлен определенный режим труда и отдыха, соответствующий законодательным нормам. Имеются в виду следующие шоферы:

  • управляющие пожарной и аварийно-спасательной техникой;
  • дальнобойщики на международных перевозках;
  • легковых служебных ТС в госучреждениях;
  • управляющие машинами, которые эксплуатируются на территории предприятий и не выезжают на дороги общего пользования;
  • легкового транспорта охранных и оперативно-розыскных служб;
  • военной техники.

Проверка выполнения норм

Контролем за соблюдением режимов труда и отдыха водителей занимается работодатель. Для этого на коммерческий грузовой и пассажирский транспорт устанавливаются специальные приборы – тахографы.

Работу шоферов на легковом транспорте отслеживают по путевым листам, где отмечается время выезда на рейс и возвращения на территорию предприятия.

Соблюдение руководителями организаций норм законодательства по режимам труда водителей контролируется сотрудниками ГИБДД, инспекторами Росавтотранса и представителями Минтруда РФ.

Как проводится контроль

Тахографы – электронные автомобильные устройства, позволяющие отслеживать соблюдение водителем режимов труда и отдыха. При превышении допустимых норм устройство подает сигнал, оповещая о том, что нужно сделать перерыв. Кроме того, приборы собирают информацию о скорости движения транспорта, отмечают координаты местоположений по навигационным данным, контролируют уровень топлива в баке.

Для выполнения перечисленных функций тахографы оснащаются встроенными и выносными датчиками, модулем защиты и хранения данных.

Прибор фиксирует, когда автомобиль стоит на месте и когда едет. Например, во время движения тахограф самостоятельно активирует режим «управление транспортом». В момент остановки водитель вручную выбирает режим между «отдых» и «другие работы». На основании этих данных формируется статистика о графике труда сотрудника.

Согласно Приказу № 440 Минтранса РФ от 28.10.2020 г., контрольными приборами оснащается коммерческий грузовой и пассажирский транспорт с разрешенной максимальной массой (РММ) более 3,5 т. В Приложении 2 к нормативному акту приведен перечень автотехники, подлежащей оснащению тахографами. Однако, работодатель может оборудовать подобными устройствами любые автомобили по своему желанию.

На заметку. РММ – это сумма показателей, включающая собственную массу транспортного средства и допустимый вес груза, который автомобиль может перевозить.

Ответственность

За несоблюдение требований законодательства по режимам труда и отдыха ответственность несут водители, должностные лица предприятия и руководство.

Чаще всего встречаются такие виды нарушений:

  • превышение шофером нормы времени на управление автомобилем;
  • переработки больше допустимых пределов за месяц;
  • перемещение на дальние расстояния без сменщика;
  • движение без тахографа на автомобиле, подлежащем оснащению этим прибором;
  • выпуск водителя в рейс на машине с неисправным устройством учета.

Проверить наличие нарушений может сотрудник ГИБДД, инспектор Росавтотранса по показаниям тахографа в суточном отчете либо по информации в путевом листе.

Образец отчета контрольного прибора:

Пример путевого листа:

За нарушение трудового графика предусмотрены штрафы по ч. 3 ст. 11.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  • для водителя – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • для механика, выпускающего автомобили в рейсы – от 7 до 10 тыс. рублей;
  • для частного предпринимателя при перевозке коммерческих грузов – от 15 до 20 тыс. рублей;
  • для работодателя, отправившего водителя в рейс с нарушением трудового законодательства – от 20 до 50 тыс. рублей.

Размер штрафа зависит от вида нарушения. Если водитель допустил превышение норм рабочего времени, взыскание составит 3–5 тыс. рублей и штраф оплатит сам шофер.

В том случае, если работодатель отправил в рейс сотрудника на грузовом транспорте без тахографа, а автомобиль подлежит установке контрольного прибора, штраф заплатит водитель, сотрудник, ответственный за выпуск авто на линию, и сам директор. Штрафы суммируются и могут составить от 30 до 65 тыс. рублей. Оплатой таких взысканий занимается бухгалтерия компании.

Продолжительность рабочего времени водителя легкового автомобиля или другого транспорта должна соответствовать требованиям законодательства. Только внимательный шофер при нахождении за рулем может своевременно среагировать на опасную ситуацию и принять меры для того, чтобы не попасть в аварию. Поэтому так важно не допускать переработок водителей и предоставлять им своевременный отдых даже в том случае, когда есть острая производственная необходимость в срочных перевозках грузов или пассажиров.