Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Режим труда и отдыха водителей в 2022 году: последние новости в регламентации и регулировании правил

Увеличение потока автотранспорта все больше усложняет дорожное движение, повышает риск возникновения аварий. Водителям требуется особая бдительность и быстрая реакция на изменение дорожной ситуации, чтобы предотвратить ДТП. Слишком долгое пребывание за рулем притупляет внимание, может привести к непоправимым последствиям.

Режим труда и отдыха водителей в 2022 году конкретизируется в Приказе № 424 Минтранса о создании условий для безопасной работы на автотранспорте.

Понятие

Под режимом труда и отдыха (РТО) понимается оптимальный трудовой график, наличие которого способствует предупреждению проблем, возникающих из-за чрезмерной физической усталости работников.

Регламентация

Особенности РТО водителей коммерческого транспорта, а также требования по охране труда водительского персонала изложены в таких законодательных актах:

  1. Приказ Митранса РФ № 424 (16.10.2020 г.), заменивший Приказ № 15 (20.08.2004 г.) – об особенностях РТО и условий труда перевозчиков.
  2. ФЗ № 197 (ред. 14.07.2022 г.), ст. 329 – о режимах работы/отдыха работников, управляющих ТС.
  3. ТК РФ (статьи, посвященные РТО водителей автотранспорта).
  4. КоАП РФ, ст. 11.23 (о нарушении режима труда/отдыха).
  5. Приказ № 871н Минтруда (09.12.2020 г.) – о правилах ОТ на автотранспорте.
  6. Европейское соглашение о работе экипажей ТС (включая поправки от 20.09.2020 г.).

Изменения в законодательстве

Приказ № 424, который вносит изменения в правила расчета времени труда и отдыха автоперевозчиков, вступил в силу 1 января 2021 года (действует до 1 января 2027 г.).

Изменения касаются:

  • особенностей использования спецперерывов;
  • продолжительности ежесуточного рабочего времени и возможностей его превышения;
  • учета времени работы и отдыха водительского экипажа;
  • деления трудового дня на части;
  • установления сменного и ненормированного графика.

На что распространяется и не распространяется

Положения Приказа 424 распространяются на водителей, занятых коммерческими перевозками, на их работодателей (юридических и частных лиц), а также на ИП, управляющих грузопассажирским транспортом самостоятельно.

Правила и требования не касаются:

  • водителей-международников, труд которых регулируется ЕСТР;
  • шоферов, управляющих ТС на территории предприятий.

Рабочее время и время отдыха

Время труда и отдыха водителей устанавливается в соответствии с правилами внутреннего распорядка компании-работодателя.

Рабочее время – это период управления автомобилем, а также выполнения действий, не связанных с вождением (при подготовке к рейсу, во время смены или в конце трудового дня).

Что входит в рабочую смену

В рабочее время водителя входят:

  • время пребывания за рулем автомобиля;
  • спецперерывы на отдых;
  • периоды предрейсового и послерейсового техосмотра ТС;
  • затраты времени на прохождение медосмотров и инструктажей;
  • время остановок для посадки/высадки пассажиров, процедур загрузки/разгрузки авто;
  • периоды самостоятельного устранения технических неполадок ТС, не требующих применения спецтехники;
  • время заправки топлива, мойки авто, наведения порядка в кабине и салоне, подготовки путевой документации, приема и сдачи смены;
  • вынужденные простои в пробках, на таможне (происходящие не по вине водителя).

Что входит в режим отдыха

Время отдыха включает в себя:

  • дополнительные паузы на обед и передышку от работы в течение дня (помимо оплачиваемых спецперерывов);
  • ежедневные периоды между сменами;
  • разрывы между отдельными частями смены;
  • еженедельные выходные дни;
  • нерабочие праздничные дни;
  • ежегодные и дополнительные отпуска;
  • дни отдыха, предоставляемые в качестве компенсации за переработку.

Максимальная продолжительность рабочей смены

В соответствии с ТК РФ оптимальная продолжительность рабочего времени водителей составляет 40 часов в неделю.

Длительность ежедневной работы при 5–6-дневной рабочей неделе равна 7–8 часам.

Для водителей, выполняющих междугородние рейсы, время труда разрешено увеличивать до 9 часов, а 2 раза в неделю (не более) – до 10.

При сменном графике общая продолжительность рабочего времени может составлять 8–12 часов (в зависимости от количества бригад). При этом время управления автомобилем не должно превышать 9 часов (максимум 10 и не больше 2 раз в неделю). Учет ведется суммированным методом за период 1–3 месяца.

Максимально допустимое рабочее время за неделю не должно превышать 56 часов, а за две недели – 90 часов.

Когда время за рулем может быть увеличено

В ситуации, когда водитель не успел доехать до конечного пункта или места парковки за  положенное время, ему разрешается продолжать движение еще 1 час, чтобы завершить поездку или добраться до ближайшей оборудованной стоянки с соблюдением необходимой осторожности.

При наличии двух водителей

В длительный рейс положено выпускать не менее двух водителей-сменщиков. В старом Приказе Минтранса (№ 15) предусматривалась полная оплата перерывов между периодами вождения. По новому положению (Приказ 424) за время ожидания сменщик получает 50 % от заработка (или больше – по усмотрению работодателя).

Время управления авто для каждого водителя составляет не более 9 часов (дважды в неделю можно увеличивать до 10).

Между периодами управления авто должны быть паузы не меньше 9 часов.

Общая продолжительность рабочего дня двух водителей – не больше 30 часов. Затем они должны одновременно отдыхать (не менее 9 часов) и лишь после этого продолжать поездку.

Нормы отдыха

Новые нормы труда и отдыха водителей, согласно Приказу 424, регламентируют длительность специальных и дополнительных перерывов на протяжении трудового дня.

Специальные перерывы устраиваются через 4,5 часа после выезда на маршрут. Они должны продолжаться не меньше 45 минут, причем их можно разбивать на части. Первая пауза должна длиться не менее 15 мин., а последняя – не менее 30.

График работы может выглядеть, например, так:

  • управление ТС – 4 часа;
  • 1-й перерыв – 15 минут;
  • управление ТС – 2 часа;
  • второй перерыв – 30 минут;
  • управление ТС – 3 часа.

Общее время спецперерывов 45 минут.

При необходимости водитель имеет право устраивать дополнительные личные перерывы, которые не входят в рабочее время. Продолжительность таких пауз может составлять 30–120 минут.

Длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем предыдущее время пребывания за рулем.

Варианты графиков

Для водителей устанавливаются следующие графики работы:

1. С 5–6-дневной трудовой неделей и 1–2 выходными днями. Продолжительность трудового дня  составляет 7–8 часов.

2. Гибкий (с временем начала работы по усмотрению работника).

3. Скользящий (со сдвигом начала календарной недели).

4. Сменный – водительский персонал делится на несколько бригад, работающих по очереди. Отдых между сменами не меньше удвоенной продолжительности управления ТС. Количество бригад и длительность смен устанавливает работодатель, учитывая мнение профкома, защищающего интересы работников.

5. Разрывной – рабочий день делится на отдельные части, так как предоставление услуг водителя требуется в определенные периоды; общая продолжительность работы остается обычной, но между рабочими периодами имеются разрывы (при расчете рабочего времени они не учитываются); первый рабочий интервал должен быть не больше 5 часов.

Пример. Водитель погрузчика работает на предприятии по изготовлению бетонных блоков. Отгрузка продукции производится в первой и второй половине дня, по мере ее накопления. Остальное время учету не подлежит. Водитель может использовать его, например, для работы по совмещению.

6. Вахтовый. Используется для водителей, работающих за сотни километров от дома (например, на севере или в удаленной сельской местности). Вахта длится несколько месяцев, отдых шоферов организуется по месту работы. Подобный график может устанавливаться, например, для водителя карьерного самосвала.

7. Ненормированный. Рабочее время в отдельных случаях (эпизодически) выходит за границы нормы. По распоряжению начальника водитель приходит на работу раньше или уходит позже, если этого требуют интересы производства. Сверхнормативный труд компенсируется дополнительными выходными днями (не меньше 3), которые присоединяются к ежегодному отпуску.

К кому применим ненормированный рабочий день

Режим ненормированного трудового дня может быть установлен в тех случаях, когда:

  • водители выполняют работу, не поддающуюся ежедневному учету;
  • возможно выполнение заданий по частям, в период, удобный для водителя или руководства.

По ненормированному графику нередко работают шоферы-экспедиторы, водители служебных легковых автомобилей, а также грузовиков, используемых при геологоразведочных и геодезических изысканиях.

В соответствии с нормами трудового кодекса (ч. 2 ст. 101) к такой работе разрешается привлекать шоферов, работающих:

  • целую неделю;
  • неполную неделю, но обязательно с полным рабочим днем.

Водитель, принятый на работу по ненормируемому графику, получает дополнительные отпускные дни даже в том случае, если переработка бывает крайне редкой.

На заметку. Регулярная сверхнормативная работа не относится к понятию «ненормированная». Работодатель обязан оплачивать такую переработку как «сверхурочную» в 1,5–2-кратном размере.

Особенности для разных видов ТС

Установление нормативов труда/отдыха (Приказ № 424 Минтранса) обязательно для всех водителей, работающих по найму. Они действительны также для предпринимателей, которые сами управляют грузопассажирскими автомобилями.

Установленные нормы не касаются водителей:

  • служебного транспорта органов госвласти;
  • полицейских и военных ТС;
  • машин скорой помощи, пожарной охраны, службы МЧС.

Условия труда водителей разной специализации имеют характерные особенности, которые учитываются при составлении рабочих графиков.

Например, для шоферов такси, пассажирских (в том числе школьных) автобусов запрещено устанавливать ненормированный рабочий день. От состояния водителя зависит здоровье и жизнь пассажиров, поэтому соблюдение нормативов труда/отдыха, а также правил безопасной езды по городу контролируется особенно строго.

В рабочее время шоферов скорой помощи не включаются периоды медосмотров и рейсового техобслуживания ТС, поскольку вызовы неотложки поступают с непредсказуемой частотой в любое время суток. Водителям нередко приходится  нарушать ПДД, ездить с повышенной скоростью, а также превышать норму рабочего времени, если бригада медиков задерживается у тяжелого больного.

Бригады «скорой» работают обычно по скользящему или сменному графику.

Для водителей грузового транспорта обязательно учитывается время, которое уходит на погрузочно-разгрузочные операции.

Особенности в Европе

Российские перевозчики, работающие на международных линиях, обязаны придерживаться европейских стандартов РТО, действующих в Германии, Польше, Белоруссии, Украине, Казахстане, Турции, Литве и других странах, подписавших соглашение ESTR.

Памятку (таблицу) с режимом труда/отдыха для водителей, выезжающих в заграничные командировки, можно скачать онлайн в виде pdf файла на странице https://georoute.ru/international_rtio.

Сходства

Как по российским, так и по европейским нормам вождения крупного автотранспорта грузоподъемностью свыше 3,5 тонны, длительность рабочего времени за сутки не должна превышать 9 часов.

После 4,5 часов езды следует делать перерыв (не менее 45 минут сразу или по 15 и 30 минут в 2 приема, если работа не закончена). Такие перерывы засчитываются как оплачиваемый ежедневный отдых.

Общая продолжительность пребывания за рулем должна быть не больше 56 часов за 7 дней и не больше 90 часов в течение 14 дней, идущих подряд.

В России и в странах, подписавших ЕСТР, действует правило, согласно которому нарушение РТО допустимо только в тех случаях, когда:

  • причинами задержки являются непредвиденные обстоятельства (пробки, ДТП, природные или техногенные катастрофы);
  • возникает необходимость немедленного изменения маршрута из-за серьезной опасности;
  • в процессе езды приходится делать непредвиденные объезды или искать другую стоянку (из-за перекрывания трассы, невозможности запланированной парковки).

Водители обязаны регистрировать время работы и перерывов с помощью тахографа (в России используется прибор образца СКЗИ, в странах зарубежья – ЕСТР).

Дальнобойщик или водитель-международник  может отдыхать между сменами внутри ТС только в том случае, если кабина оборудована специальным местом для сна, а автомобиль находится на стоянке.

Различия

Параметры РТО В России В странах ЕСТР
Ежедневная длительность рабочего дня 9 часов (с возможным увеличением на 1 час дважды в неделю). При сменной работе – до 12 часов. Не больше 13 часов за сутки, включая 9 часов управления авто и другие виды служебной деятельности. Трудовой день можно продлевать до 15 часов (не чаще 3 раз в неделю).
Нормальная продолжительность ежедневного непрерывного  отдыха Продолжительность ежедневного отдыха должна в 2 раза превышать длительность последней рабочей смены Не менее 11 часов
Максимальная длительность еженедельного отдыха 42 часа 45 часов

Важно! В ч. 1  Трудового Кодекса РФ (глава 10) указывается на то, что нормы, установленные международными договорами, являются приоритетными по отношению к ТК. То есть при осуществлении перевозок за пределами России водители должны выполнять требования ЕСТР. В противном случае им придется платить огромные штрафы.

Контроль за режимами

Соблюдение режимов труда/отдыха водителей грузопассажирских ТС в России контролируют инспекторы ГИБДД, представители Роструда и Госавтодорнадзора. При выезде ТС за границу РФ проверки осуществляют органы транспортного надзора соответствующего государства.

Внутри предприятия контроль за исполнением предписаний ТК ведет должностное лицо, отвечающее за охрану труда, а также сам работодатель.

Средства проведения

На предприятиях, эксплуатирующих грузопассажирский автотранспорт, режим работы контролируется по тахографу.

У каждого водителя, работающего в компании или по контракту с ИП, имеется персональная электронная карта, которая вводится в слот прибора перед началом работы и вынимается в конце смены.

Перед поездкой водитель выставляет режим «Отдых», затем прибор сам переключает его на «Готовность», «Работа». Прибор улавливает сигналы датчика скорости, регистрирует время езды и остановок, показывает, сколько израсходовано топлива.

С помощью встроенного навигатора определяется направление движения, оценивается соблюдение маршрутных схем и расписания перевозок. Данные сохраняются в памяти прибора и на водительской карте.

В тахографе находится блок шифрования СКЗИ, благодаря которому доступ к данным не может получить посторонний человек. Здесь имеется встроенный принтер для распечатки информации на бумажную ленту.

Кроме водительской, используются также карты:

  • установочной мастерской;
  • предприятия (работодателя);
  • контролера.

Перевозчик обязан следить за исправностью тахографа, включать его перед рейсом, своевременно сообщать о неполадках, обращаться для их устранения в специализированную мастерскую.

Прибор фиксирует нарушения режимов и правил дорожного движения, а также попытки вскрытия корпуса и фальсификации данных.

Проверка

На трассе проверкой соблюдения правил безопасной езды и норм эксплуатации тахографа занимается ГИБДД. Инспектор имеет право остановить ТС, проверить наличие прибора, потребовать распечатку данных за 28 дней (в течение которых они должны сохраняться на карте водителя).

При наличии «карты контролера» проверяющий может самостоятельно скачать информацию на стороннее электронное устройство для последующего изучения и выявления нарушений.

Ответственность

Административную ответственность за несоблюдение РТО несет водитель, уполномоченный  специалист по ОТ, а также ИП или руководитель компании.

Чем опасно невыполнение норм

Несоблюдение режима отдыха водителя – это серьезное нарушение, последствием которого могут быть потеря бдительности на трассе, неспособность к управлению автомобилем. Усталый водитель рискует своим благополучием, а также здоровьем и жизнью пассажиров, пешеходов, других участников движения на дороге.

Распространенные нарушения

Чаще всего выявляются такие нарушения, как:

  • выезд в рейс без тахографа или с неисправным прибором (картой, блоком СКЗИ);
  • нарушение целостности пломб (попытки взлома корпуса, исправления данных);
  • превышение нормативов управления автомобилем (ежедневного, еженедельного, двухнедельного);
  • непрерывное управление авто дольше положенного времени;
  • невыполнение нормы отдыха между сменами и в течение рабочего дня.

Штрафы

Наказания за нарушения, связанные с несоблюдением РТО, описаны в ст. 11.23 КоАП.

Штрафы за несоблюдение норм труда/отдыха составляют (в рублях):

  • для водителя – 1–2 тыс.;
  • для лица, ответственного за ОТ – 7–10 тыс.;
  • для юрлица – 20–50 тыс.;
  • для ИП 15–25 тыс.

За езду без тахографа водитель платит 3–5 тыс. рублей.

Выпуск в рейс без тахографа обходится (в рублях):

  • должностным лицам – 7–10 тыс.;
  • ИП – 15–25 тыс.;
  • руководителям предприятий – 25–50 тыс.

Ужесточение требований к соблюдению режимов труда/отдыха водителей грузопассажирского транспорта – это жизненно необходимая мера профилактики ДТП. Издание актуальных положений и инструкций позволяет осуществлять более точное регулирование нагрузки на линейный персонал.

Обязательным средством контроля труда и отдыха водителей является тахограф. Расходы на установку такого прибора нельзя считать пустым переводом денег. Объективная регистрация затрат рабочего времени позволяет укрепить рабочую дисциплину, повысить эффективность деятельности компании, улучшить перспективы развития бизнеса.