Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Рабочее время водителя в 2022 году: максимальная продолжительность езды по тахографу и нормы отдыха

Для водителей всех типов транспорта установлены ограничения времени управления рабочим автомобилем. Это сделано для исключения переработок, которые негативно влияют на здоровье, психическое и эмоциональное состояние, а, следовательно, и на работоспособность водителя. Чтобы отслеживать время, которое шоферы проводят за рулем, применяются специальные приборы – тахографы.

О том, что такое режим труда и отдыха водителя, сколько можно ехать по тахографу в сутки и какие штрафы предусмотрены за нарушение рабочего графика – рассказано в статье.

Понятие

Режим труда и отдыха водителя – это трудовой график, при котором чередуются периоды работы и перерывов шофера.

Водитель обязан соблюдать график работы, чтобы исключить переработки. Из-за сверхурочного труда у человека появляется переутомление и снижается концентрация внимания за рулем. Замедленная реакция может привести к аварии из-за того, что водитель вовремя не среагирует на опасный фактор на дороге. Управление автомобилем в утомленном состоянии запрещено п. 2.7 Правил дорожного движения РФ.

Регламентация

Режимы работы и отдыха водителей в РФ регламентированы такими нормативным актами:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом № 197-ФЗ от 21.12.2001.
  2. Приказ Министерства труда России № 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении спецоценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

График работы водителя закрепляется в таких документах на предприятии:

  • в трудовом договоре, заключаемом между работодателем и шофером;
  • в коллективном договоре.

В странах Европы действует единый документ, содержащий нормы труда и отдыха шоферов – «Европейское соглашение о работе транспортных экипажей» (ЕСТР).

16 октября 2020 г. был принят новый Приказ Минтранса РФ № 424 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Нормативный документ вступил в силу с января 2021 г. и содержит обновленные требования к рабочим графикам водителей автотранспорта.

На что распространяется и не распространяется

Приказ № 424 Минтранса устанавливает требования к трудовому графику для водителей, являющихся:

  • наемными сотрудниками, а управление рабочим транспортом входит в их должностные обязанности;
  • частными предпринимателями, которые самостоятельно управляют транспортом.

Действие Приказа № 424 не распространяется на водителей:

  • управляющих легковыми авто госорганов власти;
  • осуществляющих международные рейсы;
  • транспорта, передвигающегося только по территории предприятия и не выезжающего на дороги общего пользования;
  • управляющих автомобилями охранных служб;
  • пожарных и аварийно-спасательных машин, карет скорой помощи, транспорта для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • находящихся на военной службе во время выполнения поставленных задач;
  • розыскных ведомств.

Обратите внимание! Водители-международники во время заграничных рейсов должны соблюдать требования к рабочему графику, приведенные в ЕСТР – Европейском соглашении о работе экипажей транспортных средств.

Для чего существуют нормы

Превышение норм труда водителей имеет такие последствия:

  1. Человек не успевает отдохнуть после рабочей смены. Из-за этого снижается внимательность за рулем. Водитель становится рассеянным и может вовремя не отреагировать на опасные изменения дорожной обстановки. Например, своевременно не затормозить перед остановившейся машиной на пути или уснуть за рулем. Соответственно, снижается безопасность дорожного движения (БДД), повышается риск возникновения аварии.
  2. При постоянных переработках появляется накопленная усталость. В этом состоянии водитель не чувствует себя отдохнувшим даже после длительного перерыва в работе и полноценного сна. Из-за накопленной усталости и недостатка отдыха растет уровень стресса. В состоянии нервного напряжения водитель может допускать ошибки при управлении транспортом, что также чревато аварийными ситуациями.
  3. Накопленная усталость, стрессы, недостаток отдыха приводят к развитию профессиональных заболеваний у водителей.

Проявления перечисленных последствий можно избежать, если шофер будет соблюдать установленный рабочий график. Работодатель также должен контролировать своих сотрудников на предмет соблюдения режимов труда и отдыха.

Рабочее время

Рабочее время – период, в течение которого сотрудник предприятия занимается выполнением своих должностных обязанностей.

Рабочим временем водителя считаются:

  • периоды управления транспортом;
  • обеденный перерыв;
  • короткий отдых от вождения;
  • время, затрачиваемое на сторонние работы, не связанные с управлением автотранспортом.

Деятельность, которая входит в рабочее время водителя автомобиля:

  • подготовка авто к выезду на линию или стоянке после возвращения из рейса;
  • аналогичные работы в транзитных пунктах для транспорта во время долгих поездок;
  • медосмотр перед сменой и после нее;
  • погрузочные и разгрузочные работы;
  • ожидание посадки или высадки пассажиров;
  • простои не по вине водителя;
  • ремонт неисправностей в дороге;
  • другие виды работ или перерывов, которые могут предусматриваться трудовым или коллективным договорами, приказами руководства (если эти работы не противоречат Трудовому кодексу РФ).

Если в рейс отправляется водительский экипаж, то сменщику не засчитываются часы, в течение которых он ждал свою очередь на управление автомобилем. Однако это время оплачивается работодателем.

Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию

Подготовка автомобиля к выезду перед рейсом и к стоянке по возвращении с маршрута засчитывается в рабочее время водителя. Если работник выполняет рейсы на дальние расстояния, совершает перевозки по межгороду и останавливается в транзитных пунктах для транспорта, подготовительные мероприятия, которые там проводятся, также учитываются в путевом листе. Если рабочий автомобиль оснащен тахографом, во время подготовки машины к стоянке в контрольном приборе должен быть включен режим «другие работы» для подсчета трудозатрат.

Список подготовительных работ, их продолжительность устанавливается работодателем по согласованию с водительским составом предприятия.

Пред- и послерейсовый медосмотры

Медосмотр – это оценка состояния здоровья водителя, тестирование на наличие алкогольного, наркотического или другого вида опьянения.

Предрейсовый осмотр проводится для того, чтобы дать сотруднику разрешение на выезд при нормальном самочувствии. По результатам проверки медработник может запретить водителю управлять ТС, если он пьян или имеет проблемы со здоровьем, чтобы не допустить аварии.

Проверка состояния водителей после рейса нужна, чтобы контролировать здоровье сотрудников и исключить употребление запрещенных веществ во время работы.

Продолжительность медосмотров устанавливается приказом руководителя.

На заметку. В рабочее время шофера входит не только длительность медосмотра, но и время, затрачиваемое на путь в медучреждение и обратно на территорию автопарка.

Стоянка

В рабочее время водителя входит период стоянки в местах погрузки или выгрузки перевозимых материалов, высадки или посадки пассажиров.

Длительность стоянок невозможно ограничить временными рамками. Данный вид работ проводится столько времени, сколько требуется для выполнения поставленной задачи.

Специальные перерывы

Специальные перерывы – это время, предоставляемое водителю для отдыха от управления транспортом. Ремонт техники или другие виды работ при этом не проводятся.

Специальные перерывы бывают двух типов и предоставляются:

  • после 4–4,5 часов управления ТС (длительность 45 минут);
  • после каждых 2 часов нахождения за рулем (длительность 30 и 15 минут попеременно).

Специальные перерывы могут совмещаться с обеденными.

Обратите внимание! Спецперерывы иногда делятся на части. Таким образом, режим работы и отдыха водителя может выглядеть так: 2 часа езды – 15 минут отдыха – 2 часа езды – 30 минут отдыха – 2 часа езды – 15 минут отдыха (далее круг повторяется).

Простои

Простой – это вынужденный незапланированный перерыв в работе.

В рабочее время водителя засчитываются только те простои, которые произошли не по его вине:

  • задержка с разгрузкой продукции, которую шофер привез заказчику;
  • ожидание оформления документации на привезенный товар;
  • задержка пассажиров на посадку.

Работы по устранению неисправностей

Водитель может самостоятельно устранить такие неисправности:

  • проколы шин, низкое давление в колесах;
  • поломки щеток стеклоочистителей («дворников»);
  • нарушение работы стояночного тормоза;
  • перегоревшие лампочки в габаритных, противотуманных, поворотных огнях, фарах головного света;
  • потеря или повреждение брызговиков;
  • неполадки в работе омывающей системы лобового стекла;
  • потеря колесных болтов в пути;
  • поломка замка двери, багажника, бензобака;
  • люфт в рулевой системе с отклонением более 10 градусов;
  • другой мелкий ремонт, для которого не нужно разбирать узлы двигателя, ходовой или тормозной системы автомобиля.

Список неисправностей, которые запрещено устранять водителю самому, приведен в п. 2.3.1 ПДД РФ.

Кстати! Шофер может самостоятельно отремонтировать только механический стояночный тормоз, а устранять неполадки в гидравлической или пневматической тормозной системе машины ему запрещается.

Что не входит в рабочее время

Не включается в рабочее время водителя:

1. Ежедневный междусменный отдых: при нормированном графике труда – не менее 15 часов в сутки при 8-часовом рабочем дне и перерыве на обед длительностью в 1 час. Если обеденный перерыв занимает 2 часа, ежедневный отдых должен быть не меньше 14 часов.

Если режим работы водителя не нормирован, на ежедневный отдых отводится не менее 11 часов. Допускается его сокращение до 9 часов 3 раза за рабочую неделю, при этом предусмотрена компенсация в виде предоставления дополнительных часов отдыха в течение календарной недели.

2. Выходные дни – отдых после трудовой недели, общая продолжительность которых должна быть не меньше 45 часов. Можно сократить еженедельный отдых до 24 часов раз в две недели, но к следующим выходным должен быть добавлен дополнительный день отдыха. Водителей можно привлекать к работе в праздничные дни только по их согласию и с компенсацией дней отдыха.

3. Ежегодный основной и дополнительный отпуск.

Длительность основного отпуска составляет не менее 28 дней. За работу во вредных или опасных условиях водителям предоставляются дополнительные дни отпуска для оздоровления. Точное их количество устанавливается трудовым или коллективным договором на предприятии и обычно составляет от 3 до 7 дней. Отпуск может быть увеличен по инициативе работодателя.

Максимальное время за рулем

Допустимый максимум времени управления ТС установлен в Приказе Минтранса № 424 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Длительность смены шофера зависит от его трудового графика и способов учета отработанного времени:

1. При ежедневном учете и нормированном режиме труда водитель может находиться за рулем:

  • в день – не более 9 рабочих часов;
  • в неделю – не более 40 ч;
  • в месяц – не более 184 ч.

2. При суммированном учете и ненормированном графике:

  • в день – допускается более 9 рабочих часов;
  • в неделю – не учитывается;
  • в месяц – не более 184 ч.

Когда время может быть увеличено

Длительность смены водителя может быть увеличена до 10–12 часов при:

  • перевозке пассажиров автобусом на городском или пригородном маршруте;
  • длительных рейсах, когда требуется дополнительное время, чтобы добраться до места ночлега или отдыха;
  • работе в госслужбах, органах здравоохранения.

Продление смены до 12 часов возможно только при ненормированном трудовом графике водителя и не более 2 раз в неделю.

Общая продолжительность сверхурочной работы должна составлять не более 4 часов в неделю и 120 часов в год.

Максимально допустимое время, проводимое водителем за рулем автомобиля, должно быть не больше 56 часов в неделю, за две недели – до 90 часов.

Нормы отдыха

Согласно Приказу Минтранса РФ № 424 от 16 октября 2020 г., установлены такие нормы отдыха шоферов:

  • обеденный перерыв, время для отдыха в течение рабочего дня – от 30 минут до 2 часов;
  • ежедневный непрерывный отдых между сменами – 15 ч при 8-часовом рабочем дне, 14 ч – при 9-часовом, не менее 9 ч – при ненормированном графике;
  • выходные – не менее 42 часов, но допускается сокращение до 24 часов при дальнейшей компенсации водителю затраченного времени в виде дополнительного выходного дня;
  • ежегодный отпуск – не менее 28 дней;
  • дополнительный отпуск за работу во вредных условиях – от 3 дней.

Варианты графиков

Варианты графиков водителя зафиксированы в Правилах внутреннего трудового распорядка предприятия. Также режимы труда прописываются в трудовом договоре (требование ст. 57 Трудового кодекса РФ).

Графики бывают трех видов:

1. Сменный. Сотрудник выходит на работу по графику, сформированному работодателем заранее. Смены могут быть дневными, вечерними или ночными, но должны чередоваться. То есть шофер не может выходить только в ночные смены или только в дневные. Длительность рабочего дня при таком графике составляет 8–9 часов с перерывом на обед.

2. Разрывной. При разрывном графике смена водителя делится на рабочие периоды с длительными перерывами между ними. Такой режим устанавливается для шоферов, которым нужно делать несколько выездов в день с территории автопарка в определенное время. Например, водителям школьных автобусов, чтобы отвезти учеников утром на занятия, а вечером развезти по домам. Или экспедиторам развести товар по торговым точкам утром.

В промежутках между частями смен водитель может покидать территорию автопарка, заниматься своими делами, не связанными с работой, находиться дома. Разрывной рабочий день у водителей легкового автомобиля и другого транспорта исключает переработки, если соблюдаются требования:

  • максимум водитель может проводить за рулем в смену – не больше 10 часов;
  • перерыв после первой части рабочей смены – не меньше 4 часов.

3. Ненормированный. Гибкий тип графика, когда водитель выходит на работу по необходимости, при появлении потребности в грузоперевозках и транспортировке пассажиров. Чаще всего нормальная продолжительность рабочей смены шофера нарушается. То есть вместо 8–10 часов управления ТС сотрудник проводит за рулем больше времени.
При ненормированном графике водитель не может спланировать заранее дни выхода на работу или время возвращения домой.

Особенности в Европе

Европейским и российским законодательством предусмотрено одинаковое время управления транспортом за рабочую смену водителя – не более 9 часов.

Также идентичны требования, касающиеся:

  • перерывов – 45 минут;
  • количества часов, проведенных за рулем в неделю – не более 56;
  • количества часов управления ТС за две недели – не более 90.

Законодательство РФ и нормы ЕСТР позволяют делить рабочий день водителя на 2–3 части, но с условием увеличения продолжительности ежедневного отдыха до 12 часов. При этом один из промежутков отдыха должен быть не короче 8 часов.

Различия в законодательстве РФ и ЕСТР, касающиеся трудового графика водителей, приведены в таблице.

Описание Нормы РФ Нормы европейских стран
45-минутный беспрерывный отдых между частями смены Через каждые 4 часа Через каждые 4,5 часа
Замена 45-минутных перерывов 30 и 15-минутными, которые делаются после каждых 2 часов нахождения за рулем Допускается Допускается после поправок от 20.09.2010 года
Длительность выходных 42 часа 45 часов
Сокращенные выходные Допускаются (до 24 часов) Не допускаются
Частота выходных Не определена: выходные дни могут назначаться водителю через любые промежутки времени Определена: выходные дни не реже чем после каждых 6 смен или каждые 12 смен при длительных рейсах

Контроль за режимами

Контроль за соблюдением водителями рабочих графиков обязан проводить работодатель. Для этого на коммерческие ТС устанавливаются специальные контрольные приборы – тахографы. Работу водителей на легковом транспорте отслеживают по путевым листам, где отмечается время выезда в рейс и возвращения на территорию предприятия.

Не все категории транспорта подлежат установке тахографов. Контрольными приборами не оснащаются:

  • мусоровозы и другой транспорт коммунальных предприятий;
  • дорожная и строительная техника;
  • машины, не выезжающие за территорию предприятия (например, погрузчики);
  • электротранспорт (троллейбусы, трамваи);
  • автомобили службы такси, так как в них используются собственные контрольные устройства – таксометры.

Полный перечень ТС, которые должны и не должны оснащаться тахографами, приведен в Приложении 1 к Приказу № 440 Минтранса РФ.

Исполнение руководителями транспортных компаний требований законодательства по соблюдению режимов труда и отдыха водителей контролируется сотрудниками ГИБДД, инспекторами Росавтотранса и представителями Минтруда РФ.

Средства проведения

Тахографы – автомобильные контрольные приборы, которые фиксируют время нахождения водителя за рулем, длительность перерывов. Если работник превышает разрешенное время управления транспортом, тахограф подает звуковой сигнал и выводит на экран требование сделать остановку для отдыха.

Также контрольные приборы собирают данные о скорости движения автомобиля, отмечают координаты местоположения транспорта по навигационным данным, сигнализируют о заканчивающемся топливе в баке. Для выполнения перечисленных функций устройства оснащаются различными встроенными и внешними датчиками, подключаемыми к бортовым системам машины.

В автомобили, передвигающиеся только по российской территории, устанавливаются тахографы с блоками криптографической защиты информации (СКЗИ). Для выполнения международных рейсов транспорт должен быть оснащен контрольными приборами, соответствующими требованиям ЕСТР.

Кстати! Машины с СКЗИ не могут пересекать границу РФ без предварительного демонтажа тахографа. То есть выезд даже в соседние страны – Украину, Казахстан, Беларусь – невозможен (требование Приказа № 440 Минтранса РФ).

Для использования тахографа шоферу оформляется личная карточка, которую он вставляет в считыватель устройства перед началом рабочей смены. После этого можно выбирать режимы работы за рулем, печатать отчеты со статистической информацией за смену из памяти прибора.

Ехать необходимо только со вставленной карточкой в тахограф. Она служит носителем информации, так как на нее сохраняются собираемые тахографом данные.

Информацию с карты каждые 28 дней переносят на рабочий компьютер для расшифровки, анализа, ведения статистики по отработанным часам водителей, формирования зарплатных ведомостей.

Карточка выглядит, как обычный банковский пластик.

На лицевую сторону наносятся личные данные водителя, его фотография, копия подписи, адрес сервисного центра, выдавшего документ.

На обороте размещаются контакты встроенного микрочипа для соединения с тахографом и расшифровка обозначений на лицевой стороне.

Обычно контрольными устройствами оснащается только коммерческий грузовой и пассажирский транспорт с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. Однако директор транспортной компании может по своему усмотрению оснастить тахографами любые автомобили предприятия.

Рассмотрим основные элементы контрольного прибора на примере тахографа СДО:

  1. Экран, на который выводится информация о времени в пути, пробеге, выбранном режиме работы.
  2. Считыватели для карт первого водителя и сменщика.
  3. Термопринтер для печати отчетов из памяти прибора.
  4. Кнопка сброса или отмены действия.
  5. Клавиша навигации «вверх по меню».
  6. Клавиша навигации «вниз по меню».
  7. Кнопка подтверждения действия.
  8. Выбор карты первого водителя.
  9. Выбор карты второго водителя.

Прибор фиксирует, когда машина стоит с работающим двигателем, когда движется и когда двигатель заглушен. Во время движения в устройстве включается режим «управление транспорта» автоматически.

При остановке можно вручную указать режим работы водителя по тахографу:

  • включить режим «отдых», например, для перерыва на обед;
  • выбрать «другие работы», если нужно выполнить рабочие задачи, не связанные с управлением ТС.

Тахограф формирует статистику по соблюдению водителем рабочих графиков на основании выбираемых режимов.

На заметку. В 2022 году дальнобойщик не может ездить в международные рейсы без установленного тахографа ЕСТР. При этом совершать командировки по стране на машине с европейским контрольным прибором разрешается только при оформлении карты МАП (международные автоперевозки).

Проверка

Соблюдение шоферами режимов труда и отдыха проверяют инспекторы ГИБДД и представители Ространснадзора.

Проверка может выполняться на дорогах общего пользования, во время остановки автомобиля на постах ГАИ либо в пунктах весогабаритного контроля.

Во время контрольных мероприятий проверяется:

  • наличие на лицевой панели тахографа заводских пломб;
  • состояние устройства, целостность основных элементов управления и отображения информации;
  • наличие нарушений режимов труда в сводном отчете за рабочую смену, который распечатывается из памяти устройства.

Ответственность

За несоблюдение требований российского и европейского законодательства по режимам труда и отдыха водителей к ответственности привлекаются:

  • шоферы, непосредственно допустившие нарушение;
  • должностные лица предприятия, ответственные для обеспечение нормальных условий труда и отдыха водителей;
  • владелец компании, директор, начальник подразделения.

Частые нарушения

Самые распространенные виды нарушений, связанные с рабочими графиками шоферов:

  • переработки за день, превышение допустимого времени управления автомобилем;
  • переработки свыше нормы за месяц;
  • движение на дальние расстояния без сменщика;
  • коммерческие рейсы на грузовом и пассажирском транспорте без тахографов;
  • отправка на линию шоферов на автотранспорте с неисправным контрольным прибором, без водительской карты.

Штрафы

За нарушение трудового законодательства, связанного с режимами труда водителей, предусмотрены штрафные санкции по ст. 11.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Административное взыскание ожидает не только водителя, но и всех лиц, причастных к нарушению:

  • водитель, непосредственно допустившее нарушение установленного трудового графика – 3–5 тыс. рублей;
  • лицо, ответственное за контроль состояния тахографа, допустившее выезд на линию автомобиля с неисправным контрольным прибором – 7–10 тыс. рублей;
  • индивидуальный предприниматель, допустивший административное правонарушение – 15–20 тыс. рублей;
  • работодатель, по вине которого произошло нарушение трудовых режимов – 20–50 тыс. рублей.

Штрафные санкции могут суммироваться. То есть оштрафован может быть водитель, ответственный механик и директор транспортной компании. В таком случае суммарный размер взыскания составит от 30 до 65 тыс. рублей.

Если ошибку допустил водитель, рассчитываться за нарушение будет он сам. Если взыскание наложено на руководство компании, вопросом оплаты штрафа будет заниматься бухгалтерия.

Водитель обязан соблюдать режимы работы и отдыха при управлении служебным транспортом. Если шофер не перерабатывает, позволяет себе полноценный отдых, он сконцентрирован, внимателен за рулем, вовремя может среагировать на опасную дорожную ситуацию и принять меры для того, чтобы не попасть в аварию. Также для обеспечения безопасности водителя и других участников дорожного движения, предупреждения вероятного ДТП коммерческая техника оснащается тахографами.