Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Правила труда и отдыха водителей-международников в 2022 году по тахографу: памятка

Соблюдение режимов труда и отдыха – это одно из важнейших законодательных требований, предъявляемых к водителям автотранспорта. От физического и морального состояния работника данной профессии зависит его личная безопасность при вождении автомобиля, а также здоровье пассажиров, пешеходов, других участников ДД.

Режим труда и отдыха водителя-международника регламентируется с учетом европейских норм. Водитель-дальнобойщик испытывает повышенные нагрузки во время продолжительных, особо ответственных рейсов. Нарушение законов обходится слишком дорого для него и работодателя. Поэтому контроль выполнения трудовых нормативов здесь особенно строгий.

Понятие

Режим труда и отдыха (РТ и О) – это разумное нормирование длительности работы и перерывов на сон, прием пищи, выполнение других личных дел. В законодательстве устанавливаются стандартные нормы рабочего времени, продолжительность обязательных перерывов. В отдельных случаях допускается незначительная вынужденная переработка, при этом оговариваются условия компенсации трудовых затрат.

Регламентация

Продолжительность работы/отдыха водителей ТС регламентируется такими актами, как:

  1. Приказ Минтранса РФ № 424 от 16.10.2020 г. (режимы труда/отдыха и условия работы водителей автотранспорта).
  2. Закон № 127-ФЗ, в новой редакции от 15.04.2022 г. (госконтроль международных автоперевозок, ответственность за нарушение нормативов рабочего времени).
  3. Регламент Европарламента и Совета ЕС № 561 от 15.03.2006 г. (о законодательстве в сфере работы автотранспорта).
  4. Приказ Минтранса № 440 (28.10.2020 г.) (требования к установке тахографов ЕСТР и СКЗИ).

Что входит в рабочее время

К рабочему времени относятся:

  • периоды управления автомобилем, выполнения служебных заданий;
  • специальные перерывы, установленные законом;
  • часы прохождения медосмотров, инструктажей, самостоятельного техобслуживания ТС;
  • время оформления документации для выезда на маршрут;
  • периоды остановок для посадки/высадки пассажиров, а также загрузки, выгрузки, доставки багажа или товаров;
  • простои в пробках или на границе (не по вине водителя);
  • время пребывания в кабине авто в качестве водителя-сменщика.

При обычном трудовом графике с 7–8 часовым рабочим днем подсчеты рабочего времени производятся ежедневно. Если водитель трудится посменно, или на предприятии используется  смещенная схема работы (когда обычный контроль рабочего времени вести невозможно), применяется методика суммированного учета за один месяц или квартал.

На заметку. Для перевозчиков, выезжающих в страны Европы, в Казахстан, Белоруссию (и другие государства, подписавшие Европейское Соглашение о работе экипажей ТС), действуют международные нормы времени труда/отдыха (ЕСТР). Рабочее время водителя-международника строго контролируется независимо от его гражданства, места регистрации ТС и от маршрутных направлений.

Продолжительность управления

Общее время управления авто в России должно быть не больше 9 часов за сутки.

В крайнем случае, разрешается продлить рабочее время до 10 часов, если дополнительное время требуется для достижения конечного пункта или оборудованной стоянки. Превышение данного показателя на 1 час допускается только дважды за одну календарную неделю. Часы переработки добавляются к последующему времени ежедневного или еженедельного отдыха.

Суммарное управление за 1 или 2 недели

Длительность работы в течение 7-дневой поездки – не более 56 часов.

Продолжительность управления авто в течение 14 суток не должна превышать 90 часов. Это значит, что если шофер за 7 суток отработал 56 часов, а поездка продолжается, то за следующие 7 дней продолжительность его труда не может превысить 34 дней.

Что входит в отдых

Отдых включает в себя:

  • перерывы на обед, паузы между рабочими периодами;
  • ежедневные паузы по окончании трудового дня до начала следующей смены;
  • нерабочие дни календарной недели (еженедельный перерыв).

Ежедневный отдых

Длительность такого отдыха должна вдвое превышать время последнего дня работы (включая ночной сон, перерывы на отдых и употребление пищи в течение рабочего дня).

При суммированном способе учета длительность периода ежедневного отдыха устанавливается не менее 11 часов.

Еженедельный отдых

Он должен длиться не менее 45 часов в неделю, начинаться не позднее чем через 6 суток после начала работы по обычному 7–8-часовому графику.

Допустимо сокращение его продолжительности до 24 часов (по производственной надобности). Это можно делать 1 раз в две последовательные недели. Допущенная переработка компенсируется дополнительным отдыхом в следующие 3 календарные недели. Часы отдыха либо равномерно добавляются к перерывам между рабочими днями, либо присоединяются к еженедельным выходным.

График

С 01.01.21 года, когда вступил в силу Приказ 424 Минтранса, для водителей-дальнобойщиков увеличено время езды без перерыва (с 4 до 4,5 часов).

Введено понятие «спецперерывы» для отдыха от пребывания за рулем. Они включаются в рабочее время (оплачиваются). Их продолжительность – 45 минут (можно делить на части: 15 + 30 минут).

Если специальных перерывов водителю не хватает, он может по своему усмотрению устраивать дополнительные паузы (30–120 мин.).

График работы выглядит следующим образом:

  • езда без остановок 4,5 часа, отдых в течение 15 (или 45) минут;
  • если первый спецперерыв был 15 мин., то необходимо сделать еще один – на 30 мин.;
  • общая продолжительность езды – 9 (максимум 10) часов.

Режим работы 2-х водителей

Если в рейс отправляется экипаж из двух водителей, то допускается увеличение общего рабочего периода до 30 часов. Сменщики управляют авто по очереди. При этом время ожидания в рабочее время не включается, но за него положена денежная компенсация (оплачивается не менее 50 % такого простоя, а по усмотрению работодателя – и больше). После рейса водителям положено отдыхать не меньше 9 часов, причем одновременно.

Когда возможны исключения

Прерывать ежедневный отдых можно в исключительных случаях, например, при перемещении с автомобилем на пароме или поезде (необходимости заезда/съезда). Таких эпизодов должно быть не больше двух, а суммарный отдых должен длиться не менее 11 часов.

Памятка

В таблице представлены основные нормативы режима труда/отдыха в странах-участницах ЕСТР (Европейского соглашения о работе экипажей ТС, совершающих международные рейсы). Полный текст памятки при желании можно скачать на сайте (https://georoute.ru/international_rtio) бесплатно.

Нормируемый показатель Нормы времени
Длительность пребывания за рулем ТС 9 часов (с 1-часовой переработкой не чаще 2 раз в неделю)
Суммарная продолжительность вождения авто:

За 1 неделю

За 2 недели

56 часов

90 часов

Начало и продолжительность спецперерывов Через 4,5 часа после выезда в рейс, продолжительность 45 мин.
Длительность ежедневного отдыха 11 часов
Продолжительность еженедельного отдыха 45 часов
На заметку. В правилах режима труда/отдыха, действующих в ЕСТР, говорится о том, что водители-дальнобойщики могут отдыхать в кабине ТС только в том случае, если там имеется специальное место, предназначенное для ночного сна, а машина находится на оборудованной стоянке.

Особенности по ЕСТР

Соблюдение РТ и О, установленного ЕСТР, обязательно, если совершаются поездки с целью перевозки грузов/пассажиров (или выезды на незагруженном ТС) на территорию других стран (участниц соглашения). При этом график работы водительского экипажа составляется с учетом европейских нормативов работы/отдыха.

Российские и европейские РТ и О по основным пунктам схожи, однако в них имеются и различия.

Сходства

Как в ТК РФ, так и в соглашении ЕСТР, говорится о том, что для водителей автотранспорта, имеющего массу больше 3,5 тонн, продолжительность работы за сутки должна быть не более 9 часов (затем  отдых до 45 минут).

Время управления авто за одну неделю – не большее 56 часов, за 14 дней – 90 часов.

В России, как и в странах ЕСТР, перевозчик должен обязательно пользоваться специальным бортовым устройством для регистрации периодов езды и остановок. Причем работа по тахографу в Европе контролируется еще строже, чем в РФ, а суммы штрафов за их неиспользование или неисправность гораздо выше.

Отклонения от РТ и О не считается нарушением (в России и в Европе) только в тех случаях, когда причинами являются:

  • непредвиденные обстоятельства во время поездки, нетипичные пробки на автотрассах, ДТП, стихийные бедствия;
  • необходимость срочного выезда из зоны риска в случае техногенной катастрофы или теракта;
  • неожиданный запрет на парковку в запланированном месте стоянки или вынужденный объезд перекрытой трассы.
Примечание. Водитель должен указать в регистрационном листе или на распечатке тахографа причину отклонения от графика, связаться со своим работодателем по телефону или каналам видео. Сделать это нужно на ближайшей удобной стоянке.

Различия

Остановка на 45-минутный отдых должна совершаться:

  • в России – через 4 часа;
  • за границей – через 4,5 часа.

Непрерывный еженедельный отдых должен длиться:

  • в РФ – 42 часа;
  • в зарубежье (в том числе и ближнем) – 45 часов.
Важно учесть. При езде по территории России водителю-международнику могут предъявить претензии, если он будет делать первую паузу через 4,5 часа, а не через 4 (как установлено российскими правилами). При этом он должен будет веско обосновать причину такого отклонения. Перевозчик обязан предъявить дорожному инспектору командировочное предписание с графиком работы и лицензию на международные перевозки. Он должен также обосновать необходимость 4,5-часовой езды без перерыва.

Для контроля режимов труда/отдыха водителей, работающих в РФ, используется тахограф с защитой СКЗИ (криптографическим шифровальным блоком), а в Европе, странах СНГ и некоторых других государствах эксплуатируется тахограф стандарта ЕСТР. Для пользования последним требуется наличие допуска к международным поездкам и подтверждение выезда за границу хотя бы раз в год.

Примеры режимов труда и отдыха

График движения-отдыха  в странах ЕС может быть, к примеру, таким:

  1. Езда – 2,5 часа.
  2. Пауза – 15 мин.
  3. Езда – 1,5 часа.
  4. Пауза 30 мин.
  5. Езда 4,5 часа.
  6. Ежедневный перерыв.

Общее рабочее время – 9 часов. Если выезд состоялся в 8.00 ч в среду, то ограничение рабочего времени действует вплоть до 8.00 часов четверга. На протяжении 7 суток можно дважды увеличить продолжительность ежедневной езды до 10 часов, но при этом общее время работы за эту и следующую неделю не должно превысить 90 часов.

Контроль режима труда и отдыха водителей в Европе производится по данным тахографа ЕСТР.

В РК

В Казахстане действуют следующие правила (Приказ 1228 РК от 31.12.2015 г.):

  • продолжительность ежедневного управления ТС – до 8 часов;
  • еженедельная езда – до 40 часов;
  • суммарная езда за 14 дней – до 80 часов.

Длительность работы/отдыха контролируется по тахографу ЕСТР. Возможно фиксирование показателей вручную на специальном бланке (форма аналогична распечаткам прибора).

В РБ

В правилах Республики Беларусь (Постановление Минтранса и коммуникаций 82 от 25.11.2010 г.):

  • рабочая смена водителя длится до 10 часов, возможно ее увеличение до 12 часов не чаще двух дней подряд;
  • перерыв на отдых и прием пищи при сменной работе – от 20 до 120 мин., при 8-часовом рабочем дне – от 40 до 120 мин.;
  • первая пауза устраивается не позднее чем через 4 часа с момента старта.

Рабочее время контролируется по данным тахографа ЕСТР-образца.

Контроль

Работу водителей международников, а также соблюдение РТ и О контролируют работодатели, а также органы дорожной и трудовой госинспекции (в РФ – ГИБДД и Роструд). Каждый руководитель  компании должен позаботиться об установке контрольного прибора на борт ТС, используемого для грузопассажирских перевозок.

Особенности использования тахографа при вождении

Согласно Приказу Митранса 440, тахографы устанавливаются: на грузовой транспорт массой больше 3,5 тонн, пассажирские автомобили с числом мест больше 8 (помимо водительского). Имеется в виду их принадлежность организациям, ИП и физлицам (в том числе перевозящим собственные семьи или грузы).

Тахографы – это бортовые приборы, автоматически регистрирующие моменты движения и остановок ТС. Они настроены на фиксацию периодов работы, отдыха, перерывов на погрузочно-разгрузочные и другие вспомогательные операции.

Принцип работы контрольного устройства основан на преобразовании сигналов датчика скорости в цифровую информацию. Для невозможности фальсификации данные шифруются в блоке криптозащиты. Информация остается в памяти тахографа, а также в чип-карте водителя. Отсюда их распечатывают на бумажную ленту с помощью встроенного принтера.

Показания тахографа имеют юридическую силу, при необходимости используются во время расследования аварий или при разрешении трудовых споров.

Водитель обязан перед началом движения включить тахограф, ввести в него карту, идентифицироваться с помощью пин-кода, выставить исходный режим («работа» или «отдых»).

В процессе управления авто и выполнения различных операций (заправки топлива, работы с грузом, оформления документов) шофер переключает кнопки режимов («Готовность», «Работа», Отдых», «Контроль») или это происходит автоматически.

Прибор фиксирует нарушения скорости, расход топлива, отклонения от маршрута и графика езды, а также любые попытки внесения поправок в регистрируемые показания.

По окончании работы водитель должен отключить прибор и извлечь из него карту.

Доступ к данным предоставляется руководству (или уполномоченным лицам компании), а также представителям проверяющих органов.

Ответственность

За соблюдение РТ и О несут ответственность сами водители, должностные лица (ответственные за ОТ) и работодатели. На предприятиях ведутся журналы учета рабочего времени, в которых фиксируется труд перевозчиков в соответствии с графиком работы (сменным, 7–8-часовым, смещенным, вахтовым). Учет ведется поденным или суммированным способом.

За организацию учетной процедуры (ведение журналов и табелей) отвечает специалист по ОТ.

Для подсчета времени работы и перерывов используются:

  • данные тахографа;
  • информация из регистрационных журналов, в том числе из тех, в которых фиксируются нарушения РТ и О, выявленные при госпроверках;
  • показатели, отмечаемые в путевом листе.

Виновные в несоблюдении нормативов труда/отдыха наказываются штрафом.

Возможные нарушения

Наиболее распространенными причинами штрафования за несоблюдение требований ОТ бывают:

  • превышение ежедневной нормы времени пребывания за рулем;
  • управление автомобилем дольше 56 ч за 7 дней или 90 ч за 14 дней;
  • езда без перерыва в течение 5 и более часов;
  • укороченный ежедневный или еженедельный отдых;
  • выезд в рейс без тахографа;
  • эксплуатация неправильно настроенного или неисправного контрольного прибора;
  • использование неработающей или просроченной карты;
  • намеренное искажение данных (взлом тахографа).

Штрафы

Возможные штрафы в зависимости от вида нарушений представлены в таблице.

Вид нарушения Статья КоАП Размер штрафа, руб./кто платит
Езда без тахографа 11.23, ч. 1 3 000–5 000 – водители
Выпуск на линию без тахографа 11.23, ч. 2 7 000–10 000 – должностные лица;

15 000–25 000 –  ИП;

20 000–50 000 – юрлица.

Нарушение РТ и О 11.23, ч. 3 1 500–2 000 – водители;

7 000–10 000 – должностные лица;

15 000–25 000 – ИП;

29 000–50 000 – юрлица.

Совершение международной поездки с неоплаченным штрафом, назначенным органами надзора стран-членов Таможенного Союза 11.29, ч. 3 25 000–30 000 – водители

В Германии штраф за езду без тахокарты составляет 1 400 евро, а за переработку – от 30 евро до 180 евро.

В Беларуси за управление ТС без тахографа платят (в переводе на рубли) 22 000–37 000, а за нарушение режима труда/отдыха – 3 700–18 600.

В Казахстане штраф за неиспользование тахографа штраф составляет (в рублях) 1 400–2 800, за нарушение режима труда/отдыха – около 800–1 500.

В Украине могут оштрафовать не только за езду без тахографа и нарушение режима труда/отдыха водителя, но и за отсутствие индивидуальной контрольной книги. Размер штрафа – 1700 грн. (около 2600 руб.).

Соблюдение режима труда/отдыха жизненно необходимо для всех водителей. Для международных перевозчиков знание и выполнение нормативных требований особенно важно, поскольку нарушения обходятся дорого (как в прямом, так и переносном смысле).

Необходимо тщательно следить за соблюдением графика работы и перерывов, ответственно подходить к установке и эксплуатации бортовых контрольных устройств, к выполнению российских и международных требований по охране труда.