Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Охрана труда водителей автотранспорта: правила проведения программы и инструктажи

Работа водителей автомобилей связана с множеством опасностей и вредных факторов. Человек, сидящий за рулем, несет ответственность за безопасность других участников дорожного движения. Он должен иметь хорошее зрение и слух, крепкую нервную систему, чтобы быстро и адекватно реагировать на любые изменения окружающей обстановки.

На предприятиях, деятельность которых связана с транспортными перевозками, охрана труда для водителей автомобилей –одна из главных задач, решаемых с учетом строгих законодательных требований. Мероприятия по ОТ фиксируются в специальных журналах, а их осуществление контролируется надзорными органами.

Понятие

Охрана труда водителей автотранспорта – это комплекс мер, предпринимаемых для создания безопасных условий работы водительского персонала, контроля соблюдения режимов труда и отдыха (РТ и О), выполнения требований инструкции по ОТ.

Регламентация

Мероприятия по охране труда разрабатываются с учетом таких законодательных документов, как:

  1. Приказ Минтруда и соцзащиты РФ № 871н (09.12. 2020 г.) – о правилах ОТ на автотранспорте.
  2. Постановление № 62п Правления ПФР от 21.04.2022 г. – об изменениях в заполнении журнала учета кадров, фиксировании сведений СЗВ ТД о трудовой деятельности работников.
  3. Закон № 474-ФЗ, п. 1 ст. 3 – об использовании усиленной ЭЦП.
  4. Приказ Минтранса за № 282 (31.07.2020 г.) – о профессиональных и квалификационных требованиях к перевозчикам, работающим у юрлиц и ИП.
  5. Приказ № 424 Минтранса (в ред. 12.01.2022 г.) – об условиях работы, РТ и О водителей.
  6. ФЗ № 197 (ред. 14.07.2022 г.), ст. 329 – о времени труда/отдыха перевозчиков.
  7. КоАП РФ (ст. 11.23 с изменениями 2019 г.) – о штрафовании нарушителей правил ОТ.
  8. ТК РФ, статьи 101–103, 214 – об ОТ и графиках работы водителей.

Необходимость

Инструкции по ОТ обязательно разрабатываются в организациях, использующих ТС для грузовых и пассажирских перевозок. Требования касаются водителей, работодателями которых являются юрлица и ИП. Проведение вводных и периодических инструктажей необходимо для повышения трудовой дисциплины, ознакомления водителей с порядком действий в различных дорожных ситуациях.

В инструкции разъясняется важность соблюдения РТ и О, сообщается о мерах наказания за нарушение требований безопасности труда.

Дополнение. В российском законодательстве предусмотрена, в частности, охрана труда водителей-мигрантов, которые обычно устраиваются на работу в такси. На иностранного гражданина распространяются общие нормативы рабочего времени, установленные Приказом 424:

  • работа не более 40 часов в неделю;
  • максимальная продолжительность нахождения за рулем 9 часов в сутки;
  • общее количество трудовых часов в год – не более 120.

За работу без российских водительских прав или без патента предусмотрен штраф 5–50 тыс. рублей.

Ответственность

За составление инструкций, осуществление мероприятий и соблюдение предписаний по охране труда отвечает руководитель компании и специально назначенное должностное лицо. Ответственный за ОТ организует и контролирует проведение медосмотров, психиатрической экспертизы водителей, инструктажа по охране труда. В его обязанности входит ведение учетной документации, выявление нарушений РТ и О.

Особенности разработки инструкций

Инструкция по ОТ – это специальный документ, в котором излагаются обязанности водителя, методы его эффективной и безопасной работы. В нем оговариваются требования, которые должен соблюдать перевозчик, чтобы обезопасить себя и пассажиров во время езды, не нанести ущерба работодателю.

Как разрабатывается

Разработкой инструкции занимается уполномоченный сотрудник, отвечающий за охрану труда  работников предприятия.

При составлении документа учитывается специфика деятельности компании, особенности функций, выполняемых водителем, а также условия его работы.

Примечание. При наличии в организации нескольких подразделений инструкция разрабатывается для каждого из них отдельно (например, для водителей грузовиков, колесных и гусеничных погрузчиков, автобусов для перевозки сотрудников).

За основу берется «Положение об охране труда» в данной организации, утвержденное  работодателем. В нем отражены все стандарты и нормативы, которые должны соблюдаться при осуществлении перевозок.

Форма составления таких документов произвольная. Типовые образцы можно бесплатно скачать, например, на сайтах:

  • пример 1 (https://инструкция-по-охране-труда.рф/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%B0%D1%82%D1%81.html);
  • пример 2 (https://www.kdelo.ru/news/391205-pfr-teper-trebuet-prostavl).

Пересмотр положений

Актуальность инструкций и положений по ОТ работодатели должны проверять не реже одного раза в 5 лет. Причиной пересмотра может быть:

  • появление новых законодательных актов по ОТ, внесение поправок в госнормативы;
  • перепрофилирование фирмы;
  • обновление транспортного парка;
  • изменение маршрутов и характера перевозок;
  • модернизация условий труда, например, в связи с произошедшей аварией;
  • требования представителей Роструда.

Где должны храниться

Инструкции хранятся в виде электронных или бумажных документов, находятся в ведении руководителя предприятия. Возможна рассылка цифровой формы. В этом случае водитель должен подтверждать ознакомление с положениями по ОТ личной ЭЦ подписью.

Бумажные документы хранятся у ответственного по охране труда (разработчика).

Старые инструкции отправляются в архив предприятия (на 10 лет), а затем передаются в муниципальные архивные организации.

Списанные инструкции используют при разборе:

  • причин профзаболеваний или инвалидности водителей;
  • споров по поводу отказа в выплате пособий при работе во вредных условиях.

Журналы учета

О порядке ведения журналов учета и о проверке знаний по ОТ говорится в совместном Постановлении Минтруда и Минобразования № 1/29.

Вид журнала учета Что фиксируется Кто ведет журнал Что заносится в журнал
Вводного инструктажа по ОТ Профиль работы водителя и подразделение, в котором он будет трудиться Специалист по ОТ или руководитель (если организация небольшая) Сведения о знакомстве водителя с деятельностью компании, правилами допуска к управлению авто, требованиями к соблюдению трудовой дисциплины
Инструктажей на рабочем месте Вид инструктажа (первичный, плановый, повторный, целевой, внеплановый).

Информация о стажировке водителя и проверке знаний

Прораб, мастер или начальник гаража Информация о рисках, возникающих из-за несоблюдения ПДД, нарушения режима труда/отдыха и правил эксплуатации ТС
Регистрации несчастных случаев Номер акта расследования, информация об автомобиле.

ФИО работника и должностного лица, отвечающего за ОТ .

Работодатель или уполномоченное должностное лицо Данные о стаже работы и квалификации водителя, тяжести и последствиях аварии

В любой журнал для водителей по охране труда включаются сведения о дате заполнения. Все записи скрепляются личными подписями шофера, инструктора и руководителя организации.

Помимо указанных документов, по усмотрению работодателей ведутся также журналы:

  1. Учета инструкций по ОТ. Фиксируются наименования, даты разработки и утверждения документов.
  2. Выдачи инструкций (с информацией о количестве экземпляров, дате выдачи, фамилии и должности получателя).
  3. Трехступенчатого контроля ОТ (со стороны водителя, руководителя работ, работодателя). Фиксируются выявленные нарушения и место их обнаружения. Указываются мероприятия, необходимые для устранения недостатков по ОТ.
  4. Выдачи нарядов-допусков на опасные работы.
  5. Получения спецодежды и СИЗ.

Ведением такой документации занимается организатор ОТ на предприятии.

Ответственный

Специалистом по охране труда назначается сотрудник с высшим или средним образованием, прошедший должное курсовое обучение, хорошо знакомый с особенностями работы предприятия и спецификой заданий, выполняемых водителями.

Его обязанности:

  • контроль соблюдения правил и нормативов ОТ, проверка знания инструкций;
  • проведение инструктажей, ведение учетной документации, составление отчетов;
  • помощь руководителям других подразделений предприятия в проведении мероприятий по ОТ;
  • организация медосмотров водителей (перед рейсом и после возвращения);
  • оценка условий труда и рисков для работников;
  • анализ причин профзаболеваний и производственного травматизма.

Согласование

Инструкция, разработанная специалистом по ОТ, согласуется с руководителями цехов, отделов, различных служб предприятия, а также представителями профсоюзов. Окончательный вариант утверждается руководством в специальном приказе.

Структура типовой инструкции для водителей

Охрана труда водителей на предприятии предусматривает проверку состояния здоровья работников, допускаемых к рейсу. Ведется также контроль их профессиональных знаний и готовности к соблюдению правил безопасности. Типовая инструкция по ОТ включает:

  1. Общие требования к работникам, эксплуатирующим грузопассажирские ТС.
  2. Меры ОТ перед выходом в рейс.
  3. Требования ОТ во время выполнения рабочих заданий.
  4. Обязанности водителя при возникновении аварийных ситуаций.
  5. Требования безопасности после возвращения из рейса.

Введение

Инструкция по ОТ составляется с учетом положений, изложенных в Приказе 282 Минтранса. Она предназначена для водителей, работающих на предприятиях, связанных с эксплуатацией автотранспорта, а также перевозчиков, работающих по договору с ИП.

Общие требования по безопасности

В инструкциях по ОТ излагаются правила безопасности работников, эксплуатирующих грузопассажирский транспорт, а также требования охраны труда водителей легковых автомобилей, используемых для служебных целей.

Указывается, что на должность водителя ТС принимаются лица старше 18 лет, имеющие права на вождение автомобиля соответствующей категории. У претендента не должно быть противопоказаний по состоянию здоровья, он должен обладать нормальным зрением, слухом, устойчивой психикой.

Обязательные требования:

  • прохождение медосмотра, инструктажа по ОТ (вводного и на рабочем месте);
  • знание технормативов, правил эксплуатации ТС;
  • наличие документа о прохождении стажировки, теста на знание методов безаварийной работы, правил электро- и пожаробезопасности, приемов оказания первой медпомощи пострадавшим в ДТП.

Водитель должен:

1. Проходить повторный инструктаж по ОТ каждые 3 месяца, а также получать внеплановые наставления (при перерывах в работе более 60 дней, нарушениях правил ОТ, модернизации автотранспорта).

2. Сдавать зачет на знание инструкции по ОТ один раз в год.

3. Являться на периодические медосмотры.

4. Соблюдать ПДД и правила использования ИСЗ.

5. Иметь понятие о вредных производственных факторах и угрозах, возникающих при работе:

  • с движущимися механизмами, тяжелыми и травмоопасными грузами;
  • во время сезонных изменений температуры воздуха и погодных условий;
  • в условиях запыленности, повышенного шума, вибрации, недостаточного естественного освещения, повышенных физических и нервных нагрузок;

6. Пользоваться спецодеждой и ИСЗ (строго по назначению).

7. Знать правила движения по территории предприятия.

8. Соблюдать РТ и О, уметь пользоваться тахографами, иметь представление об ответственности за их отсутствие или неправильную эксплуатацию.

9. Извещать руководство о неисправностях ТС, ухудшении самочувствия, возникновении аварийных ситуаций.

Безопасность перед началом работ

Предусматриваются следующие действия водителя:

  • переодевание в спецодежду, проверка состояния ИСЗ;
  • осмотр ТС, изучение исправности тормозов, шин, рулевого управления, осветительных и сигнальных приборов, стеклоочистителя;
  • очистка номерных знаков, установка зеркала заднего вида;
  • оценка герметичности различных систем автомобиля;
  • изучение уровня топлива, тормозной жидкости, состояния аккумулятора;
  • проверка наличия и исправности тахографа, а также аптечки и огнетушителя;
  • пробный запуск авто в соответствии с правилами безопасности;
  • прохождение ОТ инструктажа для знакомства с особенностями грузов, условиями перевозки.

Безопасность во время работ

В данном разделе инструкции по охране труда водителей грузовых автомобилей и пассажирских ТС оговаривается, что во время работы водитель должен:

  • выполнять предписанный порядок работ, не допускать к управлению авто посторонних лиц, не оставлять машину без присмотра;
  • выключать зажигание и прекращать подачу топлива во время остановки ТС; устанавливать специальные упоры под колеса для предотвращения самопроизвольного движения авто;
  • соблюдать правила работы с прицепами, осуществления погрузки/разгрузки;
  • знать приемы безопасного пользования домкратами, опорными и буксировочными приспособлениями;
  • работать только после включения тахографа при вставленной индивидуальной электронной карты в считыватель;
  • строго выполнять режим труда и отдыха, соблюдать правила личной гигиены.

Водителям запрещается:

  • осуществлять погрузку/разгрузку на неподготовленных площадках, привлекать к работе случайных грузчиков или прохожих;
  • производить ремонт автобусов на линиях городского движения, работать при этом, лежа под автомобилем;
  • использовать в качестве упоров случайные предметы (кирпичи, камни и т. д.);
  • заниматься обслуживанием авто на расстоянии меньше 5 м от грузоподъемных механизмов;
  • производить запуск двигателя путем буксировки авто;
  • пользоваться открытым огнем для разогрева оборудования в зимнее время;
  • игнорировать требования к использованию тахографов и соблюдению правил безопасного труда.
Важно. Если в рейсе участвуют лица, сопровождающие груз, они должны находиться только в кабине автомобиля, а не в кузове. Необходимо следить за правильным расположением и закреплением грузов, отсутствием перегрузок.

Безопасность по завершении работ

После возвращения в гараж следует воспользоваться стояночным тормозом. Водитель должен осмотреть ТС вместе с механиком или ответственным за техконтроль, зафиксировать неисправности, составить заявку на ремонт.

Важно известить непосредственного начальника о неполадках, обнаруженных во время езды, о предпринятых мерах.

Необходимо удалить наружную грязь, привести в порядок кабину и салон.

Не разрешается выходить в спецодежде за пределы предприятия.

Безопасность при аварийных ситуациях

В данном разделе инструкции описываются действия перевозчика при отказе различных систем автомобиля, возгорании топлива, получении травм из-за падения груза или контакта с токсичными веществами.

Здесь же разъясняются действия водителя, попавшего в ДТП. Он обязан принять меры к эвакуации пассажиров, оказанию первой медпомощи тем, кто в ней нуждается.

Важно как можно скорее связаться с медицинскими и спасательными службами, обеспечить сохранность обстановки до приезда сотрудников ГИБДД.

Необходимо использовать ИСЗ, гасить пламя с помощью огнетушителя, песка или специального одеяла, постараться минимизировать последствия возгорания.

После получения разрешения инспектора ГИБДД машина буксируется в пункт техпомощи.

В инструкции по охране труда водителя пожарного автомобиля обязательно подчеркивается наличие специфических угроз для здоровья и жизни:

  • получения ожогов;
  • отравления угарными газами и продуктами горения различных материалов;
  • контакта с нагретыми поверхностями автомобиля, горячей водой и паром, взрывоопасными смесями.

Водитель должен разбираться в свойствах токсичных и пожароопасных веществ, правилах тушения техники и эвакуации людей.

Нюансы оформления

Рекомендации по разработке инструкций по ОТ изложены в Приказе № 772н Минтруда (от 29.10.2021 г.). Документ действует с 1 марта 2022 г.

В нем говорится о требованиях и стандартах безопасности, которые должны содержаться в инструкциях для работников предприятий. Сообщается о необходимости своевременного внесения актуальных изменений с учетом особенностей производственной деятельности.

Конкретная форма инструкции по ОТ не стандартизируется, однако ее структура должна соответствовать определенным правилам.

Структура обложки

На обложке указывается название и регистрационный номер документа (например, инструкция по ОТ для водителя грузовика или школьного автобуса). В верхней части указывается название организации (например, «Газпром газораспределение Псков»), а в самом низу – место и год выпуска.

Структура первой страницы

На первой странице отображаются следующие сведения:

  • наименование компании;
  • гриф «Утверждаю» с фамилией, инициалами и подписью руководителя предприятия;
  • гриф «Согласовано» с ФИО и подписью представителя профсоюзной организации или Совета трудового коллектива (органа, с которым согласуется инструкция);
  • полное название инструкции по ОТ с указанием должности или специализации работников, для которых она составлена.

Структура последней страницы

Инструкция начинается с оглавления, в котором перечисляются входящие в нее блоки. В список включаются требования к водителям:

  1. Общие.
  2. Перед работой.
  3. Во время работы.
  4. После работы.
  5. В аварийных случаях.

На следующих страницах последовательно раскрывается содержание каждого блока (перечисляются правила допуска водителей к работе, действия по приему смены, приемы безопасного труда, обязанности по окончании смены, поведение при возникновении ДТП, пожара и других экстремальных ситуаций).

На последнем листе размещаются приложения и актуальные рекомендации, указываются названия законодательных актов, на основе которых разрабатывается документ.

На обратной стороне последней страницы ставятся подписи разработчика документа, руководителя предприятия, главного энергетика, технолога и других лиц, заинтересованных в безопасности водительского персонала.

Чем можно дополнить

Инструкцию по ОТ можно дополнить:

  • описанием несчастных случаев, возникавших из-за несоблюдения требований трудового законодательства (выводами комиссии по расследованию причин);
  • перечнем актуальных законодательных актов: Приказов Минтранса (282, 424), Минтруда (871н), кодексов о труде (ТК), а также об административных правонарушениях (КоАП).

Изменения в документе

До 1 марта 2022 года при разработке инструкции по ОТ для водителей опирались на  Методические рекомендации Минтруда от 13.05.2004 г. Основные положения этого документа подходят и к сегодняшним условиям. Однако теперь составителям приходится учитывать изменения, внесенные Приказом 772н с 1 марта 2022 г.

В соответствии с новыми правилами:

  • для руководителей становится обязательным проведение спецоценки условий труда (СОУТ) и введение запрета на проведение работ опасностью 4 класса и выше (приостановка работ и принятие мер для снижения риска);
  • корректируется список опасных и вредных работ, требующих прохождения специального медосмотра;
  • утверждается новый профстандарт «Специалиста по ОТ»;
  • учитываются изменения нормативов рабочего времени водителей, внесенные Приказом Минтранса 424 с 1 сентября 2021 года (возможность его увеличения для дальнобойщиков и перевозчиков некоторых других категорий);
  • расширен список нарушений, за которые водители будут наказываться штрафом (в частности, за неиспользование ИСЗ).

Инструкция по ОТ должна давать исчерпывающие ответы на вопросы по организации безопасного труда водителей ТС. За основу нужно брать требования, изложенные в самых актуальных законодательных актах. Программа инструктажей по ОТ разрабатывается с учетом всех опасных и вредных факторов, с которыми приходится сталкиваться водителю при управлении авто и выполнении других работ.

Журналы учета инструкций и инструктажей – это важные документы, которые могут быть использованы в нужный момент для оспаривания нарушений ОТ наряду с показаниями тахографа и камер видеонаблюдения.