Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Ненормированный рабочий день для водителей легкового транспорта: для каких категорий автомобилей может устанавливаться

Графики работы водителей составляются с учетом особенностей деятельности предприятий и характера перевозок. Нормы труда и отдыха предписываются законами. Однако в некоторых случаях затраты времени на выполнение производственных заданий спланировать невозможно. При этом устанавливается ненормированный рабочий день водителя. Работодатели должны соблюдать определенные правила, позволяющие избежать злоупотреблений и незаконной эксплуатации работников.

В статье пойдет речь об особенностях установки ненормированного режима труда и порядке документального оформления такого графика работы.

Понятие

РТО (режим труда и отдыха) – это установленный законом порядок распределения времени работы/отдыха. Его соблюдение позволяет избежать чрезмерных нагрузок и усталости водителей, то есть снизить вероятность совершения аварий, получения травм, нанесения ущерба компании.

Регламентация

При разработке графиков работы используются следующие базовые документы:

  1. Приказ Минтранса № 424 (10.10.2020 г.) – об организации РТО водителей.
  2. Закон № 197-ФЗ (в ред. 14.07.2022 г.), ст. 329 (распределение времени труда/отдыха транспортных работников).
  3. ТК РФ (режимы труда/отдыха водителей автотранспорта).
  4. Ст. 11.23 КоАП (об административных нарушениях).
  5. Приказ Минтруда № 871н (09.12.2020 г.) – правила охраны труда на автотранспорте.

При разработке регламентов труда/отдыха для перевозчиков, работающих на международных линиях, учитываются стандарты, утвержденные Европейским соглашением о работе экипажей ТС (с поправками от 20.09.2010 года).

Виды рабочих графиков

На предприятиях используются различные графики работы и отдыха. Среди них: нормированный (с 5–6-дневной трудовой неделей), сменный, разрывной, ненормированный и другие. Признаками разделения являются:

  • специфика технологических режимов предприятий;
  • условия труда работников;
  • особенности и назначение перевозок;
  • потребность в осуществлении специальных работ.

Сменный

Работа по сменам обычно организуется на непрерывных производствах. Водительский персонал распределяется на бригады, работающие по очереди. При этом учитываются законодательные ограничения рабочего времени и нормы отдыха водителей.

При сменной работе продолжительность рабочего времени – до 9 часов. В особых обстоятельствах водитель может задержаться еще на 1 час (рабочий период увеличивается до 10 часов), но не чаще 2 дней в неделю.

Продолжительность междусменного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочего времени в предшествующий день.

Сменный режим устанавливается, например, для водителей мусоровозов, машин скорой помощи, служб МЧС и т. д.

Разрывной

Такой график предполагает дробление трудового дня, когда периоды работы чередуются с периодами бездействия. Разрывной режим нельзя считать ненормированным, поскольку часы работы и пауз повторяются изо дня в день в постоянной последовательности.

О правилах разделения рабочего времени говорится в Положении Минтранса, утвержденном Приказом 424.

Работа по такому графику допустима для водителей:

  • городских и пригородных автобусов;
  • занятых перевозкой должностных лиц на персонально закрепленных легковых автомобилях.

При установке разрывного графика необходимо:

  • получить согласие водителя на разделение рабочего дня;
  • учесть, что первый период работы должен быть меньше 5 часов, длительность разрывов – не больше 5 часов;
  • периоды разрывов в рабочее время не включаются, поэтому их оплата не предусмотрена;
  • обеденный перерыв устраивается в середине дня независимо от разделения рабочего времени;
  • если выполнение задания переносится на непредусмотренные часы, то работа считается сверхурочной и оплачивается дополнительно;
  • суммарное рабочее время не должно превышать установленную норму.

Ненормированный

Это режим, при котором в отдельные дни возможны непредвиденные переработки. Ненормированный график оговаривается при заключении трудового договора (контракта), устанавливается с согласия сотрудника, согласуется с профсоюзами. В качестве компенсации за переработку предоставляются дополнительные дни отпуска.

Особенности ненормированного рабочего дня

Режим с ненормируемым рабочим днем отличается от других тем, что превышение продолжительности рабочего времени происходит эпизодически, по мере необходимости. Часы переработки не считаются сверхурочными, поскольку возможность задержек на работе оговаривается с работником заранее. Работодателю проще компенсировать их отгулами, чем вести постоянный учет переработанных часов.

Подобный график работы предусмотрен статьей 101 Трудового Кодекса РФ. Разъяснения по поводу организации подобного режима даны в Письме Минтруда 14-2/ООГ-8616 от 29.10.2018 г. Здесь сообщается, что дополнительные часы работы могут использоваться как до, так и после трудового дня.

Признаки

Как указывается в ст. 101 ТК, ненормированный рабочий день – это режим работы, при котором работники в случае крайней необходимости могут привлекаться к выполнению функций в сверхнормативное рабочее время (по распоряжению работодателя).

Основными признаками ненормированного режима работы являются:

  • привлечение к такому труду не всего водительского коллектива, а отдельных работников, имеющих достаточный опыт;
  • добровольное выполнение дополнительных нагрузок, заранее согласованное с работником;
  • нерегулярность переработок, их допустимость только для водителей определенных категорий;
  • отсутствие специальной доплаты за сверхнормативные рабочие часы, компенсация труда за счет удлинения отпуска.

Работник выполняет только свои обычные функции, установленные должностной инструкцией и трудовым договором.

Важно заметить. Ненормированный режим – это эпизодическая, но не хаотичная переработка. Учет рабочего времени ведется так же, как и при других режимах труда. Соблюдаются нормы отдыха, устраиваются спецперерывы и дополнительные паузы. Когда задержки на работе происходят систематически, это уже нарушение режима труда/отдыха. Если продление рабочего дня не оговаривается предварительно, то часы переработки должны оплачиваться отдельно, как сверхурочные.

Сколько длится

Конкретное время превышения ежедневного рабочего времени в законах не оговаривается. Как сказано в п. 8 Приказа № 424 Минтранса, длительность ненормированного рабочего дня устанавливается с таким расчетом, чтобы соблюдалась норма еженедельного труда (допустимый максимум 56 часов). Выходные в конце недели предоставляются по общим правилам. Праздничные дни, как правило, являются нерабочими.

В Госдуме рассматривается законопроект № 1182849-7 об изменении статей 101 и 119 ТК РФ, касающихся продолжительности ненормированного рабочего дня. Предполагается ограничить ее так, чтобы общее время дополнительного труда рядовых работников не превышало 120 часов в год.

Кому может устанавливаться

К работе по ненормированному графику работодатель имеет право привлекать только тех людей, которые указаны в перечне, согласованном с профсоюзом, внесенном в коллективный договор.

Ненормированный рабочий день устанавливается для тех перевозчиков, для которых:

  • осложняется учет каждодневных трудовых затрат;
  • допустимо произвольное распределение рабочего времени (по собственному усмотрению или по распоряжению руководства);
  • рабочее время можно делить на периоды неопределенной продолжительности (в  зависимости от характера заданий).

Подобный режим работы чаще всего устанавливается для водителей:

  • управляющих легковым транспортом (исключая такси) – примером является ненормированный рабочий день водителя служебного легкового автомобиля;
  • занятым в топографо-геодезических или геологоразведочных работах в составе экспедиций;
  • оформленным на работу с полным рабочим днем, но с неполной рабочей неделей.
Примечание. Ненормированный график может быть установлен, например, для водителя грузовика, используемого для перевозки готовой продукции. При ежедневной 8-часовой работе ему придется 4–5 раз в месяц находиться за рулем в течение 9 и более часов (с положенными перерывами), но иногда его смена будет даже короче ежесуточной нормы.

Кому нельзя устанавливать

Согласно Постановлению № 1 (28.01.2014 г.) Пленума Верховного Суда РФ, к ненормированному труду нельзя привлекать лиц, для которых продолжительность работы сокращена или лимитирована по закону. Такими лицами являются:

  • граждане моложе 18 лет;
  • беременные женщины;
  • работники-инвалиды 1 и 2 группы;
  • родители или опекуны детей-инвалидов;
  • сотрудники, работающие на вредных и опасных производствах.

Данное ограничение не является дискриминацией этих лиц.

Ненормируемый режим работы не применяется для водителей такси, а также городских/пригородных автобусов и маршруток (газелей), так как переработка водителя снижает безопасность перевозки пассажиров. При этом на дорогах общего пользования создается угроза для безаварийного передвижения другого транспорта.

При совместительстве

Согласно ст. 284 ТК, у совместителя общая продолжительность рабочего времени за месяц не должна превосходить половину нормы для сотрудников данной категории.

При этом возможны два варианта работы:

  1. С неполным рабочим днем и неполной рабочей неделей.
  2. С полным рабочим днем и неполной рабочей неделей.

Ненормированный режим для совместителей устанавливать можно, но только во втором варианте (предусмотренном ст. 101 ТК). При этом соблюдается обычный порядок оформления с предоставлением дополнительного 3-дневного отпуска.

В соглашении обязательно оговаривается, что распоряжение касается совместителя, указывается максимальное рабочее время (поденное и за месяц).

Как установить

График ненормированного рабочего дня оформляется индивидуально. Работник обязательно предупреждается о возможности привлечения к незапланированному труду, условия четко фиксируются в трудовом договоре.

Как прописать в договоре

Ненормированный рабочий день у водителей автомобилей включает основное время выполнения обязанностей и добавочные (не всегда предсказуемые) часы. В договоре указывается, что внеурочная работа производится не систематически, а в отдельные периоды. Оговариваются условия компенсации, оформляется письменный приказ руководителя фирмы.

Если потребность в ненормированном графике возникает позднее, когда договор уже подписан, работодатель должен:

  • обосновать его необходимость в пояснительной записке;
  • получить согласие исполнителя и представителей профсоюза;
  • оформить дополнительное трудовое соглашение о введении нового режима работы.

Формулировка договора может выглядеть, например, так:

«Для водителя (ФИО) вводится режим труда с ненормированным рабочим днем.

К основному ежегодному отпуску добавляется 3 календарных дня в качестве компенсации».

Скачать актуальную форму такого договора можно здесь: https://nsovetnik.ru/blanks/obrazec-trudovogo-dogovora-s-usloviem-o-nenormirovannom-rabochem-dne/.

Каждая бюджетная организация, использующая ненормированный трудовой режим, должна подготавливать такие документы:

  • коллективный договор с перечнем лиц, работающих по ненормированному графику;
  • правила внутреннего рабочего распорядка и предоставления отпуска за переработку;
  • трудовые договоры, в которых указываются условия использования ненормированного рабочего дня;
  • распоряжения руководства о привлечении к труду сверх нормы.

Как привлечь к сверхнормативной работе

Для установления сверхнормативного графика рабочего времени требуется разработать внутреннее «Положение об ненормированном рабочем дне». Здесь утверждается режим работы для конкретного сотрудника, указывается продолжительность деятельности сверх нормы, время перерывов, условия предоставления отпуска.

Образец подобного акта можно бесплатно скачать на сайте: https://www.kdelo.ru/art/384866-nenormirovannyy-rabochiy-den-17-m10.

На заметку. За несоблюдение правил оформления ненормированного режима руководители несут ответственность, оговоренную в ст. 11.23 КоАП. Если представители Роструда обнаружат, что водитель работает с чрезмерной нагрузкой и превышением госнормативов, то оштрафуют и водителя, и руководство (см. поправки к ст. 11.23, внесенные в ноябре 2019 года).

Правила применения

При установлении ненормированного режима работы водителей важно учитывать нюансы, касающиеся:

  • соблюдения требований ОТ, проведения мероприятий по БДД;
  • возможности учета сверхнормативных затрат рабочего времени, применения наиболее приемлемых методик;
  • использования сверхнормативного труда по частям.

Разделение на части

Ненормируемый и разрывной режим труда – это не одно и то же. Дробление рабочего дня предполагает соблюдение обязательных норм рабочего времени, его ежедневные ограничения в соответствии с положениями Приказа 424.

Некоторые работодатели считают разделение рабочего периода частным случаем ненормированного режима, но это ошибочное мнение. Разрывной график не попадает под определение ст. 119 ТК. Он используется постоянно, а потребность в ненормируемом труде возникает лишь эпизодически.

Для некоторых перевозчиков допустимо совмещение таких режимов.

Например, при установлении ненормированного рабочего дня для водителей легкового транспорта (служебного автомобиля) по договоренности работника с непосредственным руководителем ненормированный рабочий день оформляется в трудовом соглашении как разрывной.

Однако при этом лишнее время не регистрируется как сверхурочное, оно не заносится в обычный учетный табель. Переработка компенсируется не пропорциональной надбавкой, а дополнительным отдыхом (3 днями и больше).

Предупреждение. Если руководство фирмы злоупотребляет своими правами и дает  сверхурочные задания слишком часто, работник может подать жалобу в трудинспекцию или в суд (ст. 352, 356, 391 ТК РФ).

Варианты учета

Метод учета рабочего времени зависит от режима деятельности предприятия:

  • если работа производится регулярно 5–6-дней подряд, то ведется ежедневный учет;
  • если организуются смены, или рабочий день дробится на части, то производится суммированный учет; при этом рабочие часы подсчитываются за более длительный период (за 1 или 3 месяца); данные используются при начислении зарплаты;
  • ненормированный труд, как правило, учитывается суммированным способом (ежемесячно или ежеквартально).

Для регистрации сверхнормативных временных затрат используется табель учета отработанного рабочего времени и расчета зарплаты (бумажная форма Т-12 или электронная форма Т-13, заверяемая ЭЦП табельщика). В этом документе регистрируется не каждодневная работа, а эпизодические превышения нормы отработки. Здесь фиксируется дата ненормированного труда, его фактическая продолжительность (например, 9 часов вместо 8) с пометкой «Ф».

Используется также журнал учета ненормированного рабочего времени. Унифицированной формы такого документа не существует. В таблицу вносятся обязательные данные, используемые при бухгалтерских расчетах.

При оформлении подобного журнала используется типовой образец. По мере надобности здесь могут размещаться дополнительные графы, например, время начала/завершения работы.

Бланк типового журнала учета рабочего времени при ненормированном режиме работы выглядит так:

№ по списку ФИО водителя, подразделение

предприятия

Табельный номер работника Причина установления ненормированного графика Дата учета Фактически отработанное рабочее время Общая длительность рабочего дня
1.
2.
3.

Компенсация

Ненормированный рабочий день – это не сверхурочная работа. Общим признаком этих режимов является лишь выполнение заданий в нерабочий период.

При сверхурочной работе:

  • имеется четкая норма выработки, оформляется наряд-допуск;
  • работник должен каждый раз давать письменное согласие на дополнительный труд, исполнитель имеет право отказаться от переработки;
  • часы сверхнормативной работы оплачиваются отдельно (ст. 152 ТК): за первые 2 часа минимум в 1,5 размере, за последующие – в двойном.

Возможность дополнительной оплаты водителям за ненормированный рабочий день законом не предусмотрена. Вместо надбавки положено возмещение отгулами, которое заранее прописывается в трудовом договоре.

Количество добавляемых дней зависит от объема и сложности выполняемых заданий, напряженности труда. Оно может отличаться для водителей разной специализации (ст. 116, 119 ТК). Добавочные дни обычно присоединяются к очередному ежегодному отпуску.

Исполнитель может рассчитывать на такую компенсацию в любом случае, даже если переработка была минимальной или ее вообще не было. Если сотрудник собирается увольняться, не успев использовать льготные дни отпуска, ему обязаны возместить их деньгами при начислении зарплаты.

Учет стажа

При работе по ненормированному графику работникам дается как минимум 3 дополнительных отпускных дня. Учитывается стаж работы (как и при подсчете длительности обычного отпуска). При этом принимается во внимание:

  • время непосредственного выполнения производственных заданий;
  • законные перерывы в работе и ежегодный отдых;
  • отпуска без содержания, предоставляемые максимум на 14 дней в году.

В стаж не входит время:

  • отсутствия на рабочем месте без серьезных причин, а также отстранения от работы из-за нарушений, оговоренных в ст. 76 ТК (игнорирования инструктажей или медосмотров, неиспользования ИСЗ, появления на предприятии в нетрезвом виде и т. д.);
  • отпусков по уходу за малолетними детьми.

Правила отдыха

Добавочные дни присоединяются к основному отпускному периоду. Если установлен ненормированный график труда, добавочный отдых предоставляется независимо от того, была переработка или ее не было.

Согласно ст. 126 ТК, любой работник обязан использовать основной отпуск. Если количество дней больше 28, то за остальные он может получить денежную компенсацию (по желанию).

Этим правом не разрешено пользоваться лицам моложе 18 лет, беременным женщинам, а также людям, работающим во вредных и опасных условиях. Запрет не касается только тех, кто увольняется с работы.

Основной ежегодный отпуск предоставляется по общему графику, а дополнительный – по заявлению, подаваемому в отдел кадров (с указанием даты использования).

Ненормированный рабочий день применяется для более эффективного решения производственных задач. Основными условиями использования подобного режима труда являются согласие работников на эпизодическое нарушение нормы рабочего времени, а также одобрение такого графика профсоюзными органами.

У руководства появляется возможность привлекать работника к сверхурочному труду без повышенной оплаты переработанных часов. В качестве компенсации (по взаимной договоренности) предоставляются дополнительные отпускные дни.