Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

График работы водителей автомобилей на месяц: как составить и образец заполнения

Управление транспортным средством в состоянии переутомления ведет к возникновению аварийных ситуаций на дорогах. По статистике большинство ДТП происходит из-за усталости шофера. Кроме того, от водителя рейсового автобуса, дальнобойщика требуется повышенная концентрация внимания. Чтобы сохранить хорошую работоспособность, быстроту реакции, важно соблюдать режим отдыха и труда.

Минимизировать риск ДТП призван график работы водителей, который составляется на основании Трудового кодекса и нормативных документов, регламентирующих работу сотрудников.

Понятие

Под графиком работы водителей в кадровом делопроизводстве понимают особое расписание для водителей, занятых перевозкой грузов или пассажиров.

График включает в себя часы работы, перерывы, выходные дни. В законодательстве прописаны варианты, как учитывать рабочее время и особенности подсчета.

Регламентация

Основным документом, в котором закреплена информация о режиме труда/ отдыха шоферов, является приказ № 424 Министерства транспорта РФ от 16.10.2020 года (действует до 01.01.2027 года).

Действие приказа распространяется на всех водителей, которые официально трудоустроены как в государственных, так и частных компаниях. Если автомобилем управляет индивидуальный предприниматель, то на него также распространяются положения приказа Минтранса.

Что входит в режим работы

Ошибочно думать, что в режим работы водителя входят только часы, проведенные за рулем. В общий рабочий период входит следующее время:

  • нахождения за рулем машины;
  • отдыха исходя из графика работы;
  • затраченное на подготовку к рейсу, загрузку товара, проверку документов и пр.;
  • прохождения медкомиссии перед отправкой в рейс;
  • затраченное на регламентные работы в конце поездки (например, уборка в салоне);
  • устранения неисправностей на трассе (например, при поломке) и пр.

В рабочее время водителей могут быть включены и другие периоды, предусмотренные федеральными нормативными и локальными документами, положениями автотранспортного предприятия.

В соответствии с изменениями в законодательстве, вступившими в силу с января 2021 года, часы, проведенные в салоне машины, пока за рулем находится напарник, не засчитываются как рабочие. Ранее водитель мог рассчитывать на оплату.

Контролирует соблюдение водителем грузового автотранспорта установленного режима труда и отдыха тахограф. Так называется устройство, которое фиксирует, какое расстояние и за какой временной интервал проехал грузовой автомобиль. Также прибор контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителем.

Согласно действующему законодательству, тахографами должны оборудоваться грузовые транспортные средства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Закон не обязывает оснащать такими приборами личные автомобили, но следует всегда помнить, что езда на дальние расстояния без перерыва ведет к серьезным авариям на трассах.

Виды отдыха

Не терять концентрацию, внимание за рулем водителю помогает своевременный отдых. Во время перерыва мозг человека переключается на иной вид деятельности, шофер расслабляется и с новыми силами приступает к управлению транспортного средства.

Виды отдыха, предусмотренные для водителей автобусов, троллейбусов, грузового транспорта:

  1. Обеденный перерыв и перекусы: при восьмичасовом рабочем дне обычно выделяется от 30 до 60 минут на обед. Если рабочее время составляет более 8 часов, то предусматривается несколько перерывов на перекусы (в общей сложности занимающих не более 120 минут).
  2. Отдых между сменами по закону составляет в два раза большее количество часов, чем смена у рабочего. Например, при 8-часовом рабочем дне перерыв между сменами составляет 16 часов.
  3. Выходные дни (минимум 42 часа). Если у человека рабочее время учитывается ежедневно, то его выходной составляет 57 часов.
  4. Государственные праздники.
  5. Ежегодный отпуск не менее 28 календарных дней.
Справка. Лица, работающие во вредных или опасных условиях, могут рассчитывать на дополнительные 7 дней отпуска.

При ненормированном рабочем дне водителю предоставляется 3 дополнительных дня к ежегодному отпуску. Данное правило закреплено в локальных актах предприятия.

На заметку. Водителя разрешено вызывать на работу в выходные дни только при его согласии.

Продолжительность рабочего времени в неделю

Стандартная рабочая неделя при пятидневке включает в себя 40 рабочих часов (по 8 часов в сутки). Данная норма прописана в Трудовом кодексе РФ. Она берется за основу при составлении сменных графиков у различных работников – в том числе и у тех, кто не занят в сфере перевозки товаров и людей.

При 6-дневной рабочей неделе количество рабочих часов также составляет 40. Их распределение зависит от специфики работы. Например, водитель работает каждый день по 7 часов или в понедельник-четверг по 8 часов, а в пятницу, субботу по 4 часа.

Как и у других категорий работников, у водителей может быть сокращенный рабочий день – накануне государственных праздников или при осуществлении должностных обязанностей ночью (22:00–6:00 ч).

Увеличение продолжительности рабочего времени

Водителям, рабочее время которых суммируется, а не учитывается ежедневно, по закону в день разрешено выполнять профессиональные обязанности не больше 10 часов. В некоторых случаях это время увеличивается до 12 часов.  Увеличение продолжительности рабочего дня допустимо в отношении следующих категорий водителей:

  • шоферов пассажирского транспорта, перевозящих людей в черте города или по пригородным направлениям;
  • занятых на дальних рейсах, чтобы можно было доехать до места отдыха;
  • управляющих транспортными средствами, эксплуатируемыми в коммунальном хозяйстве, здравоохранении, инкассации, в органах федеральной и местной власти и пр.

При увеличении длительности смены до 12 часов общее число отработанных часов за календарный месяц не должно превышать установленную трудовым законодательством норму.

В ТК РФ закреплена возможность взять отгул за переработанные часы.

Справка. С письменного согласия водителя возможно сверхурочное выполнение работы. Часы сверхурочной работы оплачиваются следующим образом: первые 2 часа в 1,5 размере, последующие 2 часа – в двойном. По желанию работодатель может ввести повышающий коэффициент.

Виды рабочих графиков

График работы водителей по трудовому кодексу может иметь три вида. Далее рассмотрим каждый из них.

Сменный

Сменный график предполагает, что работник приходит на работу в свою смену (дневную, ночную, вечернюю). Расписание составляется на один календарный месяц. Сотрудник знакомится с графиком работы за 30 дней до начала его действия.

Разрывной

Такой вид графика используется, когда интенсивность нагрузки на водителя меняется на протяжении смены.  Рабочие часы делят таким образом, чтобы должностные обязанности были выполнены без переработки.

Особенность разрывного графика – первый перерыв наступает не ранее чем через 4 часа с момента начала рабочего дня.

Разделение рабочего дня на части для водителей предполагает, что перерыв составит не больше 3 часов для шоферов пригородных автобусов или маршрутных такси, 5 часов – для других категорий водителей.

Пример разрывного графика представлен в таблице.

Рабочий день водителя Количество часов по факту Количество рабочих часов
Транспортировка сотрудников на предприятие

4

4

Перерыв

2

Обед

2

Развоз сотрудников после смены

4

4

Итого

12

8

Для комфортного ожидания начала следующего рейса в диспетчерской организуют комнату для водителей, где можно расслабиться в спокойной обстановке.

Ненормированный

Работник привлекается к поездкам по мере возникновения потребности в его услугах. При этом ведется суммированный учет рабочего времени. По ненормированному графику часто работают личные водители, шоферы, занимающиеся служебными перевозками.

Продолжительность смены может быть любая, но в общей сложности количество рабочих часов в неделю не должно превышать 40. Человек дает письменное согласие на работу по такому графику.

Особые условия для водителей разных ТС

При формировании графика сменности водителям автобусов пригородного, междугороднего направлений часто делят смену на части (рейс утром и вечером).  Это согласовывается с работников и закрепляется в приказе по организации.

Разделение смены на части (2, 3 и более) также возможно у водителей, занимающихся транспортировкой сотрудников органов федеральной власти. Экипаж автомобиля также дает письменное согласие на работу по такому графику работы.

Таксистам работодатель не вправе устанавливать ненормированный рабочий день. Кроме того, в план рабочего времени включается мойка легкового авто после смены.

Если шофер трудится в опасных условиях, то его рабочее время в неделю сокращается до 36 часов.

Учет рабочего времени

Рабочее время водителей учитывается двумя разными способами в зависимости от характера поездок и дальности маршрута.

Ежедневный

Ежедневный учет рабочего времени водителя предполагает выполнение работ не более 40 часов в неделю при пятидневке (8 часов в день).

До 2021 года водители могли рассчитывать на сокращение продолжительности рабочего дня на 1 час при шестидневке (7 часов в день).

Суммированный

График работы водителей на международных рейсах при суммированном учете рабочего времени предполагает, что за неделю сотрудник может отработать больше/меньше положенных 40 часов.  Общая сумма часов за месяц не должна превышать установленные законом значения.

Важно! График сменности водителей может быть составлен максимум на 3 месяца (например, в разгар туристического наплыва, если работа сезонного характера).

При суммированном учете рабочего времени водителя общее число рабочих часов за 7 дней не должно превышать 56, а за 14 дней – не более 90.

Кстати. Закон запрещает ехать одному водителю более 12 часов без перерыва. В таком случае он отправляется в рейс со сменщиком, а транспортное средство оборудуется полноценным местом для сна.

Исключения

Исключения при составлении расписания рабочего времени делаются для следующих категорий водителей:

  • служб МЧС (аварийных, спасательных, пожарных машин);
  • осуществляющих перевозки по международным направлениям;
  • управляющих легковыми автомобилями государственных органов и местного самоуправления;
  • управляющих ТС, не выезжающими за территорию предприятия или завода;
  • вневедомственной охраны, оперативно-розыскных машин;
  • автомобилей военных ведомств.

Все случаи, не подпадающие под стандартный режим труда/отдыха, зафиксированы в приказах Минтранса РФ.

Как составить

При составлении графика учитывается время, необходимое для прохождения предрейсового медосмотра (во время смены). Если рабочий день начинается в 9 утра, это не значит, что водитель должен именно в это время сесть за руль и направиться по маршруту. Работнику понадобится 15–20 минут на осмотр у врача.

Водительский график включает в себя несколько обязательных колонок:

  • данные работника (ФИО, табельный номер);
  • рабочие и выходные дни;
  • время начала и конца смены;
  • количество ночных выходов;
  • перерывы на отдых и перекус.

В документе обязательно указывают период, в течение которого будет действовать график. Также предусматриваются специальные поля для подписей руководителя и водителя.

Образец водительского графика работы:

График сменности водителей

Унифицированная форма графика представлена документами Т-12 и Т-13. Но такие расписания подходят далеко не каждому работодателю из-за специфики перевозок. Поэтому начальник транспортного отдела или сотрудник, отвечающий за графики, может разработать удобную для себя и работника форму.

Стандартная форма графика представляет собой таблицу в Excel.  Также его можно составить в текстовом редакторе Ворд и других программах, подходящих для данной цели, например в «1С: Автопредприятие».

Образец графика сменности:

Ответственность

Контроль за соблюдение режима труда и отдыха водителем возлагается на работодателя.  Кроме того, в Приказах Минтранса обозначена необходимость использования тахографов:

  • № 440 от 28.10.2020 г. – требования к тахографам, перечень машин, которые должны быть оснащены устройством, правила его использования и обслуживания;
  • № 438 от 26.10.2020 г. – о порядке оснащения автомобиля тахографом;
  • № 435 от 23.10.2020 г. – о порядке использования карт СКЗИ и ЕСТР для тахографов.

Отвечает за работу с тахографическим оборудованием отдельный сотрудник. Если фирма небольшая или данная вакансия в штате не предусмотрена, то обязанности по контролю выполняет руководитель или специалист по охране труда.

Недостаточно просто оборудовать машину тахографом. Ответственное лицо должно организовать обучение для водителей по использованию средства учета.

За несоблюдение требований законодательства, касающихся организации режима труда и отдыха, предусмотрена административная ответственность. Все виды нарушений и наказаний прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.

Частые нарушения

Одним из самых частых нарушений, которые выявляют сотрудники ГИБДД и других надзорных органов, является отсутствие в машине тахографа.  Также нередко при считывании информации с прибора сотрудники полиции фиксируют превышение времени нахождения водителя за рулем.

Транспортные компании в целях экономии иногда отправляют одного водителя в дальний рейс, например, в Европу. Хотя в такие командировки должен отправляться экипаж из 2 человек.

Еще одним частым нарушением является полное отсутствие у руководителя организации графика работы сотрудников.

Средства проверки

Проверкой наличия, исправности тахографа, а также соблюдения режима труда и отдыха занимаются представители Ространснадзора и ГИБДД. У каждого водителя есть индивидуальная карта, содержащая данные о нем. Водитель ее вставляет в считыватель тахографа до начала рабочей смены и на этот пластиковый документ записываются данные, пока водитель находится в рейсе: часы, проведенные за рулем, время и количество остановок и пр.

Прочитать данные с карты может как сотрудник полиции, так и работодатель. При административных правонарушениях надзорные органы вправе запросить на предприятии рабочее расписание водителей. Если оно составлено формально и не учитывает требований законодательства, за нарушение придется заплатить штраф.

Штрафы

Наказанию в виде штрафа подвергаются руководители компаний и ответственные лица. Если график составлен с нарушениями, то статьей 11.23 КоАП предусмотрены следующие штрафы:

  • 20–50 тысяч рублей – для работодателя;
  • 7–10 тысяч рублей – для ответственного лица.

Недопустимо со стороны работодателя принуждать работника выходить в рейс в выходной день, после окончания смены и пр. Также нельзя принимать на работу водителя, если он уже числится в другой организации на аналогичной должности. Такое совместительство запрещено по закону.

За выпуск в рейс машины, не оснащенной тахографом, предусмотрен штраф в размере:

  • 1–3 тысячи рублей – для физлиц;
  • 5–10 тысяч рублей – для ИП и ответственных лиц.

Если тахограф выведен из строя преднамеренно или он не работает по причине поломки, применяются такие же санкции, как при отсутствии устройства в салоне автомобиля.

Особенно строго надзорные органы следят за соблюдением режима у шоферов, работающих на пассажирских перевозках. Если нарушение не слишком серьезное, зафиксировано первый раз, возможно наказание в виде предупреждения. В серьезных случаях, когда график работы водителя по тахографу превышен или при повторных правонарушениях выпишут крупный штраф (до 40 тысяч для юрлиц).

За непредоставление графика работы водителей возможно наложение штрафа или даже приостановка деятельности предприятия на срок до 30 дней. Максимальный размер взыскания составляет 100 тысяч рублей для юрлиц.

Составление водительского графика работы необходимо транспортному предприятию для функционирования в бесперебойном режиме. Расписание помогает распределять нагрузку на сотрудников равномерно и не выходить за рамки установленных законом рабочих часов. Правильно составленный график обеспечивает полноценный отдых шофера, что способствует снижению аварийности на дорогах.