Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

График работы водителей автобусов: продолжительность рабочего дня и условия труда

Соблюдение водителями трудового графика влияет на их психологическое состояние и сохранение внимательности за рулем, способствует обеспечению безопасности всех участников дорожного движения, снижению риска возникновения аварий.

В статье рассмотрим, что такое график работы водителей автобусов, сколько времени можно находиться за рулем, как учитывается отработанное время и контролируется соблюдение норм трудового законодательства в 2022 году.

Понятие

График работы водителей – это режим труда и отдыха шоферов пассажирского транспорта, чередование периодов работы и перерывов.

Соблюдение установленных графиков работы водителем – один из способов защитить свое здоровье, повысить уровень безопасности дорожного движения.

На смене работник должен выполнять служебные обязанности по трудовому договору и правилам трудового распорядка предприятия.

В рабочее время шофера входит:

  • время управления рабочим автомобилем;
  • время, не связанное с нахождением за рулем служебного транспорта, но затрачиваемое на заправки, техническое обслуживание, медицинские осмотры, технические осмотры, стоянки при погрузке или разгрузке, простои не по вине водителя;
  • спецперерывы во время долгих поездок, составляющие не менее 45 минут после каждых 4 часов управления автотранспортом;
  • обеденные перерывы.

Регламентация

Режим труда и отдыха водителей автобусов в 2022 году регулируется такими нормативными актами:

  1. Трудовой кодекс РФ, утвержденный Федеральным законом № 197-ФЗ от 21.12.2001 г.
  2. Приказ Минтранса России № 424 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» от 16.10.2020 г.
  3. Приказ Минтруда РФ № 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении спецоценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 г.
  4. Приказ Правительства РФ № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» от 10.12.2002 г.

Отдельные условия по режимам труда водителей автобусов могут содержаться:

  • в трудовом договоре, заключаемом между работодателем и сотрудником;
  • в коллективном договоре на предприятии;
  • других документах, утверждаемых администрацией компании.

В странах Европы нормы труда и отдыха шоферов регулируются ЕСТР – европейским соглашением о работе транспортных экипажей.

Что входит в режим работы

В рабочее время водителя автобуса входят:

  • периоды управления пассажирским транспортом;
  • перерывы в работе, обед;
  • простои в ожидании посадки и высадки пассажиров;
  • время, затрачиваемое на работы, которые не относятся к управлению ТС.

К последнему пункту списка относятся такие виды деятельности водителя:

  • подготовительные работы перед выездом на маршрут;
  • постановка транспорта на стоянку по возвращении на территорию автобусного парка;
  • подготовительные работы в транзитных пунктах во время дальних поездок;
  • медосмотр перед началом смены и по ее окончании;
  • ремонт автомобиля в дороге, если для этого не нужно буксировать транспорт на СТО;
  • другие виды работ или перерывов, которые могут предусматриваться в трудовом или коллективном договоре, приказах организации.
Важно. Пассажирскими автобусами дальнего следования управляют водительские экипажи. Пока один шофер находится за рулем, сменщику не засчитываются в рабочее время часы ожидания своей очереди управлять транспортом. Однако фактически напарник пребывает на работе и личными делами заниматься не может, поэтому время нахождения в пути оплачивается работодателем на основании отдельных пунктов трудового договора, положения об оплате труда водителей или других приказов на предприятии.

Виды отдыха

Отдых – это время, которым водитель распоряжается по своему усмотрению в личных целях. От качества отдыха и соблюдения графика перерывов зависит безопасность труда водителя автобуса.

К отдыху относятся:

  • перерывы на обед длительностью от получаса до двух часов;
  • специальные перерывы по 45 минут через каждые 4 часа управления автомобилем;
  • выходные дни;
  • перерывы между сменами, когда после рабочего дня водитель отправляется домой либо останавливается на отдых при многодневных поездках;
  • перерыв между частями смены, если шоферу установлен разрывной график работы;
  • основные и дополнительные отпуска.
Кстати! Обед и короткие перерывы между управлением ТС засчитываются в рабочее время сотрудника несмотря на то, что считаются отдыхом.

Продолжительность рабочего времени в неделю

Допустимые пределы времени, проводимого шофером за рулем автобуса и других транспортных средств, установлены в Приказе Минтранса № 424 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Длительность смены зависит от трудового графика и способов учета отработанного времени:

1. При нормированном трудовом графике водитель может находиться за рулем:

  • в день – не более 9 рабочих часов;
  • в неделю – до 40 ч;
  • в месяц – до 184 ч.

2. При ненормированном графике:

  • в день – допускается более 9 рабочих часов;
  • в неделю – не учитывается;
  • в месяц – до 184 ч.

До 31.12.2020 г. действовало ограничение на длительность смен водителя:

1. График работы водителя школьного автобуса при 5 дневной рабочей неделе:

  • 5 смен по 8 часов с перерывом на обед в 1 час;
  • 5 смен по 9 часов с обеденным перерывом в 2 часа.

2. График работы водителя школьного автобуса при 6 дневной рабочей неделе:

  • 5 смен по 7 часов и одна сокращенная длительностью 5 часов.

С 01.01.2021 г. это ограничение было снято новым Приказом Минтранса № 424. По новым правилам водитель должен отработать не более чем 40 часов в неделю при нормированном графике и не более 184 часов – при разрывном, когда смены могут иметь разную длительность.

Учет рабочего времени

Согласно Приказу Минтранса № 424, для учета количества отработанных шофером часов применяется два метода: ежедневный и суммированный.

Выбор метода зависит от трудового графика водителя.

Ежедневный

Ежедневный учет рабочего времени подходит водителям, для которых установлен нормированный трудовой график с одинаковой продолжительностью смен. Бухгалтерия вносит в табель шофера количество отработанных дней.

Суммированный

Суммированный учет рабочего времени ведется, когда водители работают по ненормированному (разрывному) графику. При этом считаются отработанные часы не за неделю, а за месяц. Длительность смены при ненормированном графике ограничивается 10-ю часами, но может быть увеличена до 12 часов, если водителю требуется больше времени, чтобы добраться до места отдыха или завершить рейс, а также если он работает:

  • на городском или междугороднем маршрутном транспорте;
  • в коммунальных, государственных, экстренных и аварийных службах;
  • водителем руководителя предприятия;
  • на инкассаторской машине;
  • в службе такси;
  • вахтовым методом;
  • в геологической разведке, в полевых условиях.

Сверхурочные часы, отработанные при суммированном учете отработанного времени, оплачиваются по двойному тарифу (ст. 106 КЗоТ РФ).

Продолжительность сверхурочных работ должна быть не больше 4 часов в неделю и 120 часов в год. Максимально допустимое время управления автомобилем в неделю – до 56 часов, за две недели – до 90 часов.

Работа до 12 часов

Длительность смены может быть увеличена до 12 часов, если водитель автобуса:

  • занимается пассажироперевозками на городских или пригородных маршрутах;
  • отправляется в длительные рейсы, когда требуется дополнительное время, чтобы добраться до места ночлега или отдыха;
  • выполняет работы для государственных служб, органов здравоохранения.

Продление смены до 12 часов возможно только при ненормированном трудовом графике и не более чем 2 раза в неделю.

Виды рабочих графиков

Графики работы водителей автобусов формируются на каждый месяц. Отработанное время учитывается по сумме:

  • трудовых дней в месяц при нормированном графике, когда смены имеют идентичную продолжительность в 8–9 часов;
  • отработанных часов за месяц при ненормированном режиме труда, когда количество и длительность смен варьируется.

График работы водителя указывается в его трудовом договоре и бывает трех типов:

  • сменный;
  • разрывной;
  • ненормированный.

Сменный

Водитель работает в дневную, вечернюю или ночную смену. Порядок смен устанавливает руководство на месяц вперед. Шофер должен ознакомиться с разработанным графиком за месяц до начала его действия. Например, в начале марта сотрудник уже должен знать, когда и какие смены у него будут в апреле.

Длительность рабочего дня при сменном графике одинакова и должна составлять не более 8–9 часов. Выходные дни водителю предоставляются также по установленному расписанию.

Разрывной

Разрывной график работы водителей автобусов подразумевает, что смены можно разделять на несколько периодов с перерывами между ними. Такой режим труда подходит для шоферов, выполняющих несколько поездок в день. Например, если утром нужно отвезти учеников в школу, а вечером развезти их по домам. В промежутках между выездами водитель может заниматься своими делами.

К сменам по разрывному графику предъявляются требования:

  • сумма рабочих часов за смену – не больше 10;
  • первый перерыв между частями смены – не позднее чем через 5 часов.

Ненормированный

Водители автобусов, для которых установлен ненормированный график, выполняют работы по необходимости, когда есть потребность в перевозке пассажиров. Именно в таком режиме трудятся шоферы на международных многодневных рейсах.

Также при ненормированном графике сотрудника вызывают на работу, когда есть необходимость перевезти пассажиров. Например, если организация оказывает услуги по перевозкам туристических групп под заказ. В остальное время человек может не находиться на рабочем месте.

Как составить

При нормированном режиме труда графики работы водителей автобусов составляются на месяц.

В расписании должны учитываться:

  • время начала и конца смены;
  • перерывы на обед;
  • спецперерывы по 45 минут после каждых 4-х часов управления ТС;
  • график выходных дней.

Спецперерывы бывают двух типов:

  • 45 минут после 4–4,5 часов нахождения за рулем;
  • 30 и 15 минут попеременно после каждых 2 часов управления ТС.

Специальные перерывы могут совмещаться с временем обеда у водителя.

При ненормированном труде график смен, как правило, не составляют, так как спланировать время выходов шофера на работу невозможно.

Особые условия для водителей автобусов

Для водителей автобусов и грузовиков с разрешенной максимальной массой выше 3,5 т режим труда и отдыха прописан в п. 26 Правил дорожного движения РФ:

  • разрешается проводить за рулем не более 9 часов в сутки;
  • возможно увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели;
  • находиться за рулем можно не более 56 часов за неделю, за две недели – не более 90 часов;
  • длительность ежедневного отдыха между сменами – не менее 11 часов, но допускается сократить это время до 9 часов 3 раза в неделю с последующей компенсацией времени отдыха;
  • длительность выходных – не менее 45 часов после 5 или 6 рабочих смен;
  • выходные могут сокращаться раз в две недели до 24 часов, а дополнительный день отдыха должен быть предоставлен шоферу в течение последующих трех недель.

Ответственность

За нарушение режима труда и отдыха несут ответственность непосредственно водители, их руководители и сотрудники предприятия, отвечающие за соблюдение шоферами норм трудового законодательства.

Нарушение графиков работы контролируется по отчетам тахографа либо отметкам в путевых листах. Контролем за соблюдением трудового режима занимаются инспекторы ГИБДД, представители Росавтотранса, сотрудники Минтруда.

Образец отчета контрольного прибора:

Пример путевого листа:

Частые нарушения

Частые виды нарушений:

  • превышение водителем допустимого времени управления автомобилем;
  • переработки больше допустимых пределов за месяц;
  • поездки по многодневным длительным маршрутам без напарника (не обеспечивается сменность труда водителей);
  • управление автомобилем без тахографа, если ТС подлежит оснащению этим прибором (Приложение 2 Приказа Минтранса РФ № 440);
  • выпуск сотрудника в рейс на машине с неисправным контрольным устройством.

Средства проверки

Тахографы – приборы, устанавливаемые в некоторые виды автотранспорта для фиксации важных показателей: периодов управления ТС, длительности перерывов и пр. Если шофер превышает разрешенное время управления транспортом, тахограф подает звуковой сигнал и выводит на экран требование сделать остановку для отдыха.

Кроме того, устройства сохраняют в своей памяти информацию о скорости движения машины по маршрутам, местоположении транспорта по датчикам навигации, контролируют уровень топлива в бензобаке.

Чтобы выполнять перечисленные функции, тахографы оснащаются внутренними и внешними датчиками, подключаются к приборам и бортовой сети машины.

В автомобили, которые передвигаются только по российской территории, устанавливаются тахографы с блоками криптографической защиты информации (СКЗИ). Данные в таких устройствах шифруются для защиты от изменений.

Для выполнения международных рейсов на рабочий транспорт должен быть установлен контрольный прибор, соответствующий требованиям ЕСТР. Такое тахографичекое оборудование системами защиты данных не оснащается.

Обычно контрольные устройства устанавливаются только в коммерческий грузовой транспорт и автобусы с разрешенной максимальной массой более 3,5 т.

Рассмотрим основные элементы устройства учета времени:

  1. Экран для отображения информации о времени в пути, пробеге, выбранном режиме работы.
  2. Прорези считывателей карт водителя.
  3. Блок термопринтера для распечатки отчетов.
  4. Кнопка отмены действия.
  5. «Вверх по меню».
  6. «Вниз по меню».
  7. Кнопка подтверждения действия.
  8. Переключение на карточку первого водителя.
  9. Переключение на карточку второго водителя.

Тахограф фиксирует, когда автомобиль остановлен с работающим двигателем, когда едет и когда транспорт поставлен на стоянку и двигатель заглушен. При движении в приборе автоматически включается режим «управление транспорта».

При остановке водитель может вручную указать режим работы:

  • выбрать пункт «отдых» для перерыва на обед или спецперерыва;
  • выбрать «другие работы», если нужно выполнить рабочие задачи, не связанные с управлением ТС.

Тахограф формирует статистику по соблюдению водителем рабочих графиков на основании выбираемых режимов.

Автотранспорт, оснащенный отечественными приборами с СКЗИ, не может пересекать границу РФ без предварительного демонтажа тахографа.

Пример. Транспортная компания организует детские туристические поездки. Для перемещения в пределах российских границ по межгороду автобусы компании должны быть оснащены отечественными тахографами. Если же нужно перевезти школьников из России в Германию, СКЗИ уже не подойдет. Транспортное средство для выезда за границу должно быть оснащено ЕСТР-устройством. Кроме того, для поездок по РФ с европейским тахографом на машину нужно оформить карту МАП (международные автомобильные перевозки).

Для доступа к управлению тахографом водителю оформляется личная карта-идентификатор.

Карта выполняет роль ключа, по которому устройство распознает личность шофера. Выбирать режимы работы за рулем, печатать отчеты со статистической информацией за смену из памяти прибора можно только при вставленной карточке водителя в считыватель устройства.

Лицевая сторона водительской карты содержит данные водителя, его фотографию:

На обороте размещаются контакты встроенного микрочипа для соединения с тахографом:

Штрафы

За нарушения трудового законодательства, касающегося графиков работы водителей, предусмотрены штрафные санкции по ст. 11.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Административное взыскание ожидает не только водителя, но и всех лиц, причастных к нарушению:

  • водитель, нарушивший установленные режимы труда – 3–5 тыс. рублей;
  • лицо, ответственное за контроль состояния тахографа, допустившее выезд на линию автомобиля с неработающим устройством – 7–10 тыс. рублей;
  • индивидуальный предприниматель, допустивший административное правонарушение – 15–20 тыс. рублей;
  • работодатель, по вине которого произошло нарушение трудовых режимов – 20–50 тыс. рублей.

Штрафы могут суммироваться. То есть наказан может быть водитель, ответственный механик и директор транспортной компании. В таком случае суммарный размер взыскания составит от 30 до 65 тыс. рублей.

Оплата

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штрафы оплачивают лица, привлеченные к ответственности, в течение 60 дней после вступления в силу постановления о штрафных взысканиях. То есть водитель, ответственное лицо и руководитель предприятия оплачивают штрафы самостоятельно из собственных средств. Если взыскание наложено на предприятие, оплатой штрафных санкций занимается бухгалтерия.

Водителю штрафы приходят почтой по месту проживания либо на портале Госуслуг.

В организацию представительство ГИБДД направляет определение о возбуждении дела об административном правонарушении:

Справка. Управление автомобилем без тахографа влечет ответственность по ст. 11.23 КоАП РФ. В п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ установлено, что скидка в 50 процентов распространяется только на штрафы, наложенные за нарушения по ст. 12 КоАП РФ. Таким образом, скидка при оплате штрафа за данное нарушение не предусмотрена.

Можно ли оспорить

Если водитель не согласен со штрафом, постановление ГИБДД об административном нарушении всегда может быть обжаловано в суде в течение 10 дней с момента его получения. Например, если штраф наложен на водителя за движение со сломанным тахографом, хотя он вел учет режимов работы от руки на специальных бланках.

Чтобы попытаться отменить постановление ГИБДД, достаточно обратиться в местное отделение дорожной полиции или подать обращение в суд.

Основания для обжалования могут быть такими:

  • водитель не согласен, что было допущено административное правонарушение;
  • руководитель не согласен, что ответственность за нарушения шофера должна нести компания;
  • нарушитель признает допущенную ошибку, но считает размер взыскания слишком большим.

Если у лица, желающего обжаловать штраф, достаточно доказательств невиновности, взыскание будет отменено.

Соблюдение режима работы водителем автобуса способствует повышению внимания за рулем. Отдохнувший шофер своевременно среагирует на опасную ситуацию на дороге и примет меры, чтобы избежать ДТП.

Поэтому так важно исключить переработки водителей и своевременно предоставлять им время для отдыха.  Стимулировать шоферов соблюдать трудовой регламент призваны специальные приборы – тахографы, которые фиксируют важные показатели и звуковыми оповещениями подсказывают водителю, когда нужно сделать перерыв.