Расшифровка и анализ данных с карт водителей и тахографов

Условия труда водителя автомобиля: проведение аттестации рабочих мест и оценка для производственной характеристики

На физическое, психическое и эмоциональное состояние здоровья, а также на работоспособность водителя оказывают влияние условия труда. Чтобы определить, каким видам негативного воздействия подвержены шоферы, проводится оценка условий труда.

Что такое оптимальная организация труда и отдыха водителей автомобильного транспорта, как проводится аттестация их условий труда в 2022 году – об этом в статье.

Понятие

Характеристика условий труда водителя автомобиля – это совокупность факторов и процессов трудовой среды, влияющая на здоровье, психоэмоциональное состояние сотрудника при работе.

Для водителей должны быть организованы особые условия труда. Это объясняется высоким уровнем напряженности, повышенным риском возникновения ДТП, постоянными поездками и эмоциональными перегрузками.

Регламентация

Нормы условий труда, режимов работы и отдыха водителей установлены законодательными актами:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом № 197-ФЗ от 21.12.2001.
  2. Приказ Минтранса РФ № 424 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» от 16.10.2020 г.
  3. Приказ Минтруда России № 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении спецоценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
  4. СанПиН 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей».

Кроме того, работа и отдых водителей регламентируется:

  • трудовым договором, заключаемым между работодателем и шофером;
  • коллективным договором на предприятии.

Какие требования предъявляются к водителю

Водитель любого типа транспорта должен знать:

  • правила дорожного движения РФ;
  • основные нормативные акты, регламентирующие безопасность дорожного движения;
  • принципы безопасной транспортировки грузов и пассажиров всех возрастов, включая детей на школьных автобусах;
  • правила управления рабочим автомобилем;
  • назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей ТС соответствующей категории;
  • основные признаки, указывающие на поломки техники;
  • режимы движения в условиях ограниченной видимости, при сильных осадках по скользкому дорожному покрытию;
  • принципы безопасной, безаварийной езды;
  • ответственность, которая предусмотрена за нарушения ПДД;
  • порядок оказания первой помощи при ДТП и состав аптечки;
  • перечень противопожарных мер при возгорании в автомобиле;
  • инструкции использования оборудования, которым может доукомплектовываться транспорт (например, карета скорой помощи, кран-манипулятор, эвакуатор, бензовоз, мусоровоз);
  • нормативы техники безопасности при выполнении ремонтных работ в дороге;
  • список документов, которые нужно иметь при себе во время коммерческих рейсов при перевозке грузов, пассажиров.
На заметку. Эти требования распространяются в т. ч. на частных водителей легкового пассажирского транспорта (такси).

Водитель обязан иметь навыки:

  • безопасного и безаварийного вождения автомобиля в разных дорожных условиях;
  • оценки технического состояния основных механизмов автомобиля;
  • выполнения ремонтных работ ТС в пути;
  • обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров;
  • выбора оптимальной скорости движения, соблюдения дистанции до других автомобилей на дороге;
  • прогнозирования опасных ситуаций на дороге и принятия мер для их избежания;
  • использования приборов контроля режимов труда и отдыха (тахографов).

Психологические особенности труда водителя требуют наличия у него таких качеств:

  • дисциплинированности;
  • ответственности при выполнении поставленных задач;
  • вежливости;
  • предупредительности;
  • внимательности.

К управлению рабочим транспортом допускаются водители:

  • имеющие водительское удостоверение российского или иностранного образца с открытыми категориями B, C и D (в зависимости от типа автомобиля, которым предстоит управлять);
  • со стажем вождения не менее трех лет.

Какими должны быть условия труда водителя

Оптимальный режим труда/ отдыха создается для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения и защитить здоровье водителя от влияния негативных факторов рабочей среды.

Например, оптимальные условия труда водителя грузового автомобиля включают в себя:

  • нормированные рабочие смены, общая продолжительность которых не должна превышать 40 часов в неделю или 170 часов в месяц;
  • соблюдаемые перерывы в работе для кратковременного или продолжительного отдыха;
  • работу на исправном автомобиле;
  • обеспечение средствами индивидуальной защиты;
  • обучение по безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования.

Режим работы

Во время смены шофер должен заниматься выполнением поставленных задач согласно трудовому, коллективному договору организации, должностной инструкции или приказам руководства.

В рабочее время водителя включаются:

  • периоды нахождения за рулем ТС;
  • время, которое не связанно с управлением служебного авто (заправка, техническое обслуживание, медицинский осмотр водителя, техосмотр и пр.);
  • специальные перерывы по 45 минут, которые устраиваются каждые 4 часа непрерывного управления транспортом;
  • перерывы на обед.
Внимание! Когда транспортом компании управляют водительские экипажи, в их рабочее время не засчитываются периоды, которое они проводят в ожидании своей смены. Это не относится к экипажам, состоящим из шофера и экспедитора или кондуктора.

Режим отдыха

Отдыхом называется период, когда водитель свободен от исполнения своих обязанностей.

К отдыху относятся такие перерывы в работе:

  • обеденный;
  • ежедневный, называемый междусменным;
  • специальный, между частями смены;
  • еженедельный отдых в виде выходных дней;
  • основные и дополнительные отпуска.
Справка. Обеденные и специальные перерывы включаются в общее количество рабочих часов за смену.

Рабочее место водителя

Рабочее место водителя – это кабина ТС с креслом, органами управления машиной, контрольными приборами. В кабине ТС автомобилист проводит основную часть трудовой смены.

Рабочее место водителя должно быть укомплектовано:

  • инструментами и техническими приспособлениями для выполнения служебных задач;
  • средствами индивидуальной защиты.

В кабине рабочего ТС либо рядом с ней должны устанавливаться пульты управления оборудованием автомобиля. Например, панель управления кузовом самосвала, пульт контроля манипулятора.

Кабина

К оснащению кабин служебного транспорта предъявляются требования в соответствии с такими нормативными актами:

  1. ГОСТ 37.001.413-86, ГОСТ 9734-61 – для грузовиков, троллейбусов, трамваев.
  2. ГОСТ Р ИСО 16121-1-2011 – для всех типов автобусов.
  3. ГОСТ 31608-2012 – для безрельсового электротранспорта.
  4. ГОСТ Р 51354-99 – для погрузчиков и другой грузовой техники.
  5. Технический регламент ТАОС ТР ТС 018/2011.

В соответствии с перечисленными нормативными документами в кабине ТС должны быть предусмотрены:

  • двери, которые запираются на замок;
  • кресла водителя и сменщика, позволяющие регулировать высоту сиденья, наклон спинки, расстояние от водителя до руля ТС;
  • органы управления стеклоочистителями, омывателем лобового стекла, штатным отопителем с возможностью направления потока воздуха на лобовое стекло автомобиля при работе в холодное время года;
  • панель с контрольными приборами, которая располагается напротив места водителя;
  • лампы освещения;
  • подсветка кнопок, переключателей, других элементов управления, приборной панели;
  • солнцезащитные козырьки над лобовым стеклом;
  • зеркала бокового обзора и заднего вида (если предусмотрены конструкцией ТС);
  • аптечка;
  • огнетушитель для обеспечения пожарной безопасности;
  • диэлектрические коврики, размещаемые под ногами водителя и пассажира;
  • гигиенические средства (мыло, салфетки) для обеспечения нормального уровня санитарной безопасности;
  • резиновые изолирующие накладки на рабочие поверхности педального узла.

Шофер должен поддерживать в кабине рабочего транспорта чистоту и порядок. Запрещено размещать аккумуляторы внутри кабины ТС, так как испарения, выделяющиеся при зарядке свинцово-кислотных аккумуляторов, токсичны и могут нанести вред здоровью человека.

Инструменты и приспособления

Автомобили оснащают вспомогательными приспособлениями в соответствии с подпунктом 2 пункта 256 «Правил охраны труда на автомобильном транспорте». Эти Правила утверждены Приказом Минтруда России № 59н от 06.02.2018 г.

По правилам ОТ коммерческие автомобили должны оборудоваться:

  • металлическими противооткатными подставками;
  • буксировочным тросом, рассчитанным на вес груженого авто;
  • лопатой на случай движения по грунтовой дороге или в условиях снегопада;
  • предохранительными вилками для замков колес;
  • цепями для колес в зимний период.

Наличие другого инструмента не регламентируется. Однако, водитель не сможет выполнить самостоятельную замену пробитого колеса в дороге или устранить поломки без такого комплекта:

  • домкрат, рассчитанный на вес авто;
  • запаска;
  • гаечные рожковые и накидные ключи, торцевые головки;
  • шлицевые и крестовые отвертки;
  • динамометрический ключ;
  • слесарный инструмент: молоток, кувалда, зубило, монтажный ключ, напильники и пр.;
  • смазочный шприц;
  • измерительный инструмент (рулетка, линейка, щупы для контроля малых зазоров);
  • запасной объем трансмиссионного и моторного масла, охлаждающей жидкости;
  • смазочный материал (солидол, литол и т. п.);
  • набор щупов для измерения зазора, другого измерительного инструмента.

Обустройство автомобиля, прицепа и полуприцепа

В Техническом регламенте ТР ТС 018/2011 содержатся требования, предъявляемые к обустройству автотранспорта, прицепов и полуприцепов:

  • исправное состояние тормозной и рулевой системы;
  • нормальная работа фар, габаритных огней, сигналов тормоза и поворотов;
  • давление в шинах автомобиля должно соответствовать рекомендациям завода-изготовителя в техническом паспорте;
  • наличие и правильная работа ремней безопасности;
  • исправность фаркопа, конструктивных элементов для перевозки прицепов, полуприцепов;
  • нормальная работа двигателя и основных узлов автомобиля.

СИЗ

Руководство компаний обязано:

  • обеспечить выдачу водителям средств индивидуальной защиты перед выездом в рейс;
  • своевременно заменять СИЗ, пришедшие в негодность;
  • проводить периодическую проверку состояния выдаваемых защитных средств (например, респираторов, противогазов);
  • контролировать использование СИЗ шоферами.

Водители, которым не выдан комплект средств индивидуальной защиты, к работе не допускаются.

При выполнении обязанностей работник использует такие защитные средства:

  • перчатки или рукавицы рабочие;
  • специальные очки с защитой от бликов в темное время суток;
  • рабочую одежду, обувь, головной убор при выполнении погрузочных, разгрузочных, ремонтных работ;
  • средства для защиты органов дыхания при перевозке строительных смесей или химических веществ.

Водитель обязуется:

  • использовать выданные СИЗ по назначению;
  • знать, какие средства защиты должны быть ему выданы;
  • сдавать на хранение СИЗ, выдаваемые для работы в определенное время года;
  • сдавать загрязненную защитную одежду для стирки, обезпыливания;
  • проходить периодические инструктажи по охране труда и безопасности дорожного движения, в программу которых включены вопросы по средствам индивидуальной защиты;
  • докладывать руководству о порче СИЗ;
  • своевременно ставить в известность работодателя (или его представителя) о выходе из строя (неисправности) средств индивидуальной защиты;
  • не использовать выданные защитные средства в личных целях.

Водитель имеет право отказаться от выполнения поставленной задачи, если она связана с воздействием вредных факторов, для защиты от которых ему не выдан комплект СИЗ.

Комната отдыха

Комната отдыха водителей – отдельное помещение на территории предприятия, где они могут пообедать или провести время в перерывах между сменами.

Согласно ст. 109 Трудового кодекса РФ, руководство организаций обязано предоставлять водителям отдельное помещение для отдыха, обогрева, приема пищи в обеденный перерыв.

Требование обусловлено несколькими факторами:

  • рабочий день водителей может быть не нормирован и между частями смен допускаются перерывы, которые сотрудник должен где-то проводить;
  • во время работы шоферам предоставляются специальные короткие перерывы для отдыха от вождения;
  • если человек работает на открытом воздухе, в неотапливаемых помещениях, по правилам трудового распорядка ему могут предоставляться дополнительные перерывы для обогрева в холодное время года;
  • водителям должно быть предоставлено место для питания на территории автопарка во время обеденного перерыва по ст. 108 ТК РФ.

Описание комнаты отдыха водительского состава:

  • расположение помещения в удобном для водителей месте, рядом с боксами для автотехники, недалеко от парковочной зоны;
  • наличие мебели для отдыха и питания, раковины для того, чтобы вымыть руки, посуду, набрать воду;
  • некоторые комнаты отдыха могут иметь отдельные зоны для сна, если выполняемые водителями работы не нормированы и могут проводиться в ночное время с длительными перерывами;
  • наличие кухонной техники для приготовления, подогрева пищи;
  • температура в помещении не ниже 18 градусов Цельсия;
  • влажность воздуха – не более 60 %;
  • уровень шума – не более 60 дБА.

На предприятиях с крупными автопарками есть несколько комнат отдыха водителей для обеспечения всех сотрудников возможностью отдохнуть или пообедать.

Аттестация рабочего места по условиям труда водителя ТС

Аттестация рабочего места – оценка всех факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут влиять на здоровье и способность сотрудников выполнять поставленные задачи.

Рабочие места шоферов также подлежат аттестации для оценки условий, в которых работает водитель. Аттестацию проводит комиссия из сторонней организации.

Порядок аттестации рабочих мест регламентируется Федеральным законом РФ № 426-ФЗ от 10.12.2013 г.

По результатам проверки членами комиссии составляется акт, содержащий рекомендации по улучшению условий труда и отдыха сотрудников предприятия.

Цели

Согласно п. 1 Методических рекомендаций по аттестации рабочих мест, утвержденных Приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014 г, процедура проверки условий труда водителей проводится для:

  • выявления факторов, негативно влияющих на психофизиологическое состояние, здоровье сотрудника, управляющего конкретным автомобилем;
  • проведения оценки уровня негативного влияния выявленных факторов;
  • определение класса тяжести условий труда (нормальные, вредные, тяжелые, опасные) за рулем конкретного автомобиля на основании составленных оценок.

Сроки проведения

Аттестация рабочих мест водителей проводится раз в 5 лет.

Внеплановая проверка может проводиться, если:

  • в организации созданы новые рабочие места;
  • во время предыдущей проверки выявлены нарушения, руководству аттестуемой организации выдано предписание устранить отклонения от норм и нужно проверить выполнение предписания;
  • изменилась технология производства, применяемое сырье или материалы, перевозимые рабочим транспортом;
  • произошел несчастный случай в организации и проводится расследование его причин;
  • у водителя выявлено профессиональное заболевание из-за отклонений в условиях труда и требуется медико-социальная экспертиза (МСЭ);
  • коллектив компании общим решением проявил желание провести аттестацию рабочих мест.
На заметку. Для проведения МСЭ собирается врачебно-трудовая комиссия (ВТЭК) из трех врачей соответствующей специализации, которые входят в состав группы для проведения внеочередной аттестации рабочих мест.

Аттестационная комиссия

Условия труда и отдыха водителей проверяются комиссией, в состав которой может входить:

  • директор компании или его заместитель в качестве руководителя группы;
  • инженер по охране труда, член профсоюза, начальники подразделений – в качестве членов комиссии.

Если для аттестации рабочих мест водителей привлекаются представители частных организаций, они не включаются в состав комиссии из представителей трудового коллектива.

Задачи комиссии:

  • провести проверку рабочих мест;
  • сформировать оценочный акт по каждому рабочему месту;
  • разработать рекомендации по улучшению условий труда водителей.

Представители комиссии имеют право получить доступ к осмотру рабочих мест водителей, комнат отдыха для составления оценочного акта. Кроме того, проверяющие могут сопровождать водителей во время рейсов для получения действительной оценки условий работы.

Оценка условий труда

Для оценки условий труда применяется два способа проверок:

  • инструментальный;
  • экспертный.

Инструментальная

При инструментальной проверке выполняется:

  • замер времени, которое водитель проводит в кабине автомобиля за рабочую смену;
  • измерение температурного режима, влажности, шумности, чистоты воздуха, уровня вибраций и других негативных факторов в кабине рабочего авто.

Полученные замеры фиксируются в отдельных протоколах по каждому ТС. Если на предприятии работы выполняются несколькими идентичными автомобилями в одинаковых условиях, проверяется 20 % ТС от общего количества.

Экспертная

Результаты замеров проверяются экспертом профильной службы по аттестации рабочих мест. Показатели факторов рабочей среды, полученные при проверке, сравниваются с нормативными. Если при сравнении выявляются отклонения, этот факт вносится в оценочный акт результатов проверки. Например, если уровень шума в кабине рабочего ТС выше допустимых норм.

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса

Время, которое шофер проводит за рулем автомобиля, фиксируется для составления оценки тяжести и напряженности труда, интенсивности нагрузки на сотрудника во время рабочей смены. На показатель влияет длительность перерывов, количество периодов отдыха.

Оформление результатов аттестации

По результатам проведенной аттестации комиссией формируется несколько документов:

  • карта фотографии рабочего времени водителя;
  • карта аттестации рабочего места;
  • протокол измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса.

Карта фотографии рабочего времени водителя

В документе ведется хронометрах всех действий, выполняемых водителем в рабочую смену. Карта фотографии составляется в виде таблицы, где указывается:

  • название выполняемой операции;
  • время начала и конца операции с указанием часов и минут.

По итогам хронометража рассчитывается длительность полезных действий водителя.

Все действия шофера, перечисленные в карте фотографии рабочего времени, распределяются по группам. Группы формируются по уровню нагрузки для определения трудоемкости выполнения служебных задач.

Пример карты фотографии рабочего времени водителя:

Карта аттестации рабочего места

Для составления карт аттестации рабочих мест водителей применяются стандартные формы, в которые вносится такая информация:

  • название организации, где проведена проверка условий труда;
  • адрес организации;
  • марка, модель, регистрационный номер ТС;
  • код ЕТКС;
  • форма организации рабочих смен;
  • результаты проведенной проверки факторов, влияющих на здоровье и психоэмоциональное состояние сотрудников;
  • наличие СИЗ на рабочем месте, их соответствие нормам;
  • необходимость доплат за вредность к ставке водителя, по рабочему месту которого составляется карта аттестации;
  • сумма часов, отрабатываемых сотрудником в неделю за рулем авто;
  • общее время перерывов;
  • количество дней отпуска;
  • рекомендации по режимам работы и перерывов, условиям труда водителя, способам улучшения рабочей среды;
  • итоговое заключение комиссии по результатам проведенной аттестации.

Пример карты аттестации рабочего места водителя:

Протокол измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса

Протокол отображает уровень нагрузки на водителя в процессе работы.

Расчеты для протокола проводятся на основании данных, собранных при инструментальной проверке рабочего места шофера.

В протоколе приводится собранная статистическая информация о видах работ, которые не связаны с управлением ТС, но выполняются сотрудником:

  • грузы, переносимые водителем на дистанции в 1 м, 5 м и более;
  • количество наклонов для переноски грузов за день;
  • время нахождения в стоячем положении вне кабины;
  • общий уровень нагрузки при ручном переносе материалов, деталей авто.

Пример протокола тяжести трудового процесса шофера:

СОУТ и АМР

СОУТ – система оценки условий труда. Процедура похожа на аттестацию рабочих мест (АРМ) и преследует те же цели. СОУТ проводится вместо АРМ на основании Федерального закона РФ № 426-ФЗ, принятого 28.12.2013 г.

Отличия

В таблице приведены отличия АРМ и СОУТ.

Характеристика Аттестация рабочих мест Система оценки условий труда
Мотивация руководителей и владельцев организаций в процедуре Низкая, так как при АРМ нет гарантий снижения страховых выплат Высокая, так как заключение СОУТ является основанием для изменения ставок по платежам в пенсионный фонд
Определение обязанностей участников проверяющей группы Разрозненно Утверждены единым нормативным актом
Оценка условий труда Выполняется членом группы АРМ Выполняется независимым экспертом
Состав проверяющей группы Представители предприятия и сторонней организации по проведению аттестации Сотрудники экспертной организации не входят в состав комиссионной группы
Меры, принимаемые на основании проверки Рекомендации проведения работ по обеспечению нормальных условий труда, которые могли не выполняться до следующей проверки Декларирование оптимальных условий труда для рабочего места по итогам идентификации эксперта, которые должны соблюдаться и могут быть проверены инспекторами Минтруда

Система оценки условий труда была введена как более совершенный вариант аттестации рабочих мест. По результатам проведенной оценки составляется карта СОУТ на каждое рабочее место. Документ содержит информацию об условиях, в которых работает водитель, и список мероприятий по улучшению условий его труда.

Как заполнить СОУТ

Карта СОУТ нужна:

  • водителям, так как в ней перечисляются все вредные и опасные факторы, которые могут влиять на здоровье и психоэмоциональное состояние работника;
  • руководителю для понимая, какие действия нужно предпринимать, чтобы обеспечить нормальные условия для работы водителей на автомобилях компании;
  • представителям Минтруда и других служб по контролю за обеспечением нормальных условий труда на предприятиях.

Инструкция по заполнению карты СОУТ приведена в Приложении № 4 к Приказу Минтруда № 33н от 24.01.2014 г.

Далее рассмотрим, как пошагово внести информацию в карту спецоценки:

1. Необходимо указать наименование организации, юридический адрес, ФИО директора, адрес электронного почтового ящика, код ИНН, ОКПО, ОКОГУ, ОКВЭД, ОКАТО.

2. Указать порядковый номер заполняемой карты, должность сотрудника, чье рабочее место проверялось, структурное подразделение. Если нужно оценить несколько идентичных рабочих мест, их номера перечисляются в соответствующей графе.

В графе «Строка 010. Выпуск ЕТКС. ЕКС» указать номер единого тарифного справочника, согласно которому составлено штатное расписание компании.

Количество рабочих на оцениваемом месте заносится в графу «Строка 020».

3. Указать номера страховых полисов сотрудников проверяемого рабочего места. При добавлении новых членов коллектива их номера также нужно вписать.

4. Строка 022: внести данные об используемом оборудовании. Например, для водителя бетоносмесителя указывают оборудование для смешивания бетона, а в разделе с используемыми материалами – «бетон (марка)».

5. Перечислить факторы, влияющие на здоровье, психологическое и эмоциональное состояние сотрудника. Они вносятся на основании замеров, выполняемых представителями сторонней проверяющей организации.

6. Указать все гарантии и компенсации, предусмотренные за работу в неблагоприятных условиях.

7. Перечислить рекомендации для работодателя по улучшению условий труда на оцениваемом рабочем месте. Если место водителя или другого сотрудника соответствует нормам, указать «нет».

8. Поставить подписи всем членам комиссии.

9. Ознакомить под подпись с текстом карты СОУТ сотрудников, у которых проверялись рабочие места.

Пример заполнения карты специальной оценки условий труда:

Пример карты СОУТ для водителей скорой помощи:

Правила

В карту СОУТ обязательно нужно внести номера СНИЛС всех сотрудников, условия труда которых проверяются. Для этого в форме предусмотрено 4 строки. Если транспортом, который прошел проверку, управляет один водитель, никаких трудностей с заполнением формы не будет. Если же за руль ТС допускается несколько шоферов, и все номера вписать невозможно, оформляется дополнение к карте СОУТ, где указываются данные, которые не поместились в основном документе.

Если карта СУОТ заполняется в электронном виде, можно вручную добавить нужное количество строк с запасом для новых сотрудников.

Оформленные карты оценки условий труда хранятся у специалиста по ОТ, руководителя либо в другом месте, которое определяется приказом директора.

Учет карт СОУТ ведется бухгалтерией предприятия.

Проводить оценку условий труда водителей необходимо для определения факторов, которые могут влиять на здоровье и работоспособность сотрудников компании. Мероприятия, разрабатываемые на основании результатов проверок, позволяют повысить уровень безопасности труда на рабочем транспорте, снизить риски причинения физического и психологического вреда шоферам. По результатам процедуры сотрудникам могут назначить дополнительные перерывы в работе, дни отпуска или надбавки к заработной плате.